Спортивный туризм 9 ч

1

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Школа туристско-экологического образования»
МАОУ ДО «ШТЭО»

УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора МАОУ ДО «ШТЭО»
__________________А.Е. Мусаев
«___» _______________ 20__ год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2023-2024 учебный год
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе

«Спортивный туризм»
Форма обучения – очная
Год обучения – второй
Возраст обучающихся – 10-17 лет

Автор-составитель:
Воробьев Иван Сергеевич
Педагог дополнительного образования

г. Северобайкальск
2023 год

2

1.

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Спортивный туризм» по своему
содержанию соответствует физкультурно-спортивной направленности. Составлена и
разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г № 273-ФЗ, Приказа Минспорта России от 12.09.2013 №730 «Об утверждении
федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям
реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической
культуры и спорта и к срокам обучения по этим этапам»; Приказа Минспорта России от
27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления
образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической
культуры и спорта».
Программа включает в себя комплексное развитие личности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся и способствуют всестороннему развитию
личности ребенка, совершенствуют его интеллектуальное, духовное и физическое начала,
способствуют приобретению самостоятельной деятельности. Занимаясь по программе
«Спортивный туризм» человек знакомится с родным краем, иногда попадая в условия,
близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и
традициями коренных народов Северного Байкала. Занятия по программе дают хорошие
образовательно-оздоровительные результаты, и отвечает возрастным потребностям детей к
самоутверждению и самостоятельности. В походе учит сама жизнь, природа, товарищи,
ситуации. В полевых условиях учебный процесс естественен, содержание его призвано
разрешать повседневные, актуальные проблемы в жизни коллектива. При этом «усвоение
знаний» идет на уровне понимания, и - что очень важно - на эмоциональном уровне.
«Спортивный туризм» - школа самопознания, проверки собственных возможностей,
тренинг личностного развития.
Направленность программы.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность и направлена на
совершенствование навыков спортивного туризма и походной деятельности, а также
является подготовкой судейских и инструкторских туристских кадров.
Содержание учебного материала дополняет школьные курсы географии,
краеведение, ОБЖ, помогает систематизировать знания, обогащает использованием
регионального компонента.
Программа базового уровня, которая предусматривает развитие компетентности
обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического
применения.
Формы и режим занятий
Занятия по программе «Спортивный туризм»: проводится согласно СанПиН 2.4.4.3172-14
от 4 июля 2014 года, по следующему расписанию: трехчасовое занятие три раза в неделю на базе
МАОУ ДО «ШТЭО» (учебный, компьютерный класс), а также на базе других школ города
(спортзал). Итого 9 часов в неделю.
Такая организация учебного процесса позволяет наиболее полно раскрыть
содержательную, образовательную и воспитательную суть программы. Предложенная
разработка может быть рекомендована педагогам для использования целиком или
выборочно в разных направлениях туристской деятельности при работе с группой
дополнительного образования.
Цель:
Главной целью программы является создание единой туристской группы, способной
совершать спортивные путешествия повышенной сложности, участвовать в соревнованиях
по спортивному туризму высокого ранга, в котором каждый максимально реализует и
многогранно развивается, как личность.
Поставленная цель реализуется при помощи ряда задач.
Задачи:
3

Образовательные: формирование знаний, умений и навыков совершения туристских
походов и организации туристских соревнований, технике и тактике туризма, географии, основ
безопасности жизнедеятельности, истории края, его природных особенностей.
Развивающие: повышения уровня физической подготовленности обучающихся,
потребности в развитии интеллектуального уровня, развитие способности быстро оценивать
обстановку, адекватно реагировать на возникающие нестандартные, в том числе, экстремальные
ситуации.
Воспитательные: повышение уровня коммуникативной культуры, создание единого
творческого коллектива, направленного на достижение спортивных результатов, проведение
совместного досуга, бережного отношения к природе.
Формы и методы учебной работы.
Выбор педагогических технологий, применяемых при реализации данной программы,
определяется целями и задачами, возрастными особенностями детей и спецификой содержания
учебного материала. Личностно ориентированные технологии, технологии сотрудничества,
развивающие. Для достижения результатов при реализации задач программы используются
следующие разнообразные педагогические методы и приемы:
Репродуктивный метод.
Цель – воспроизведение информации. Используется при объяснении новой темы. Приемы:
рассказ, составление картосхем, репродуктивная беседа.
Объяснительно-иллюстративный.
Цель – проиллюстрировать информацию с помощью наглядных средств. Приемы:
словесный, работа с наглядным материалом, с туристским снаряжением, с видеоматериалами.
Игровые методы.
Применяются при изучении материала, закреплении, во время проведения учебнотренировочных сборов. Приемы: игры на местности, в помещении, упражнения на развитие
памяти, внимания и мышления.
Метод проблемного обучения.
Цель – новые знания достигаются детьми в решении проблемных вопросов. Приемы –
создание проблемной ситуации, ролевые игры.
Частично-поисковый метод.
Цель навести ребенка на решение каких-то проблем. Используется при закреплении
материала, при разработке маршрута.
Метод взаимодействия.
Приемы: работа во временных группах, ситуации совместных переживаний.
Метод контроля.
Прием: сдача нормативов, соревнования.
Метод мотивации и стимулирования.
Цель – формирование познавательного интереса. Приемы: самоподготовка, отработка
туристских элементов, разбор дистанции, поход.
Методы организации
Методы формирования
Методы стимулирования
деятельности и
сознания личности
поведения деятельности
формирование опыта
Беседы
Педагогические
Соревнования
Лекции
требования
Поощрение
Метод примера
Общественное мнение
Создание ситуации
успеха
Присутствие в
Упражнение
Разбор
дистанции
нравственной
Создание проблемных
среде
ситуаций
Мотивация
Ожидаемые педагогические и спортивные результаты
Приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края. Учащийся
должен знать район, уметь ориентироваться в горно-таежной местности, уметь организовывать
4

отдых на туристском маршруте при любых погодных условиях, обеспечить безопасное
прохождение маршрута, уметь оказать первую помощь пострадавшему, овладеть навыками
наблюдения за природными объектами, явлениями природы, приобрести навыки жизни в полевых
условиях. Освоить основы катания на лыжах.
По итогам освоения программы:
-получение знаний, умений и навыков по основам лыжного, пешего и водного туризма;
-закрепление и углубление знаний, полученных на 1-ом году обучения;
-участие в соревнованиях по спортивному туризму (пешеходному, лыжному, водному);
-получение спортивных разрядов по пешеходному и лыжному туризму (1-2 юношеский разряд, 3
взрослый);
-совершение степенного лыжного, водного (и) или пешего похода 3-ей степени (1-ой категории)
сложности и составление отчета;
-участие в изучение подготовки документации к спортивному категорийному походу;
-выполнение контрольно-переводных нормативов.
Формы подведения итогов реализации программы
Формы
выявления
результатов
Беседа, устный
опрос,
наблюдение.

зачет;
Конкурсы,
соревнования.
Походы.

Формы
фиксации
результатов

Формы предъявления результатов

участие в соревнованиях по спортивному туризму

Грамоты,
и спортивному ориентированию, скалолазанию;
дипломы.
выполнение норм спортивных разрядов;
Готовые
совершение
степенных
и
категорийных
работы.
Тестирование туристских походов;
фотоотчеты, устные и письменные отчеты о
Журнал.

совершенных походах и экспедициях.
Специфика деятельности объединения требует от педагога тесного контакта с
родителями учащихся. Родительские собрания проводятся на стыке сезонов и перед
каждыми многодневными мероприятиями.
Контрольные мероприятия:
- туристские походы выходного дня;
- участие в спортивных походах (степенные, категорийные);
- участие в олимпиаде по Байкаловедению;
- участие в традиционном восхождении на гору Ленинградская, посвященное Дню победы;
- участие в традиционном лыжном переходе, посвященному Дню защитника Отечества;
- участие в соревнованиях по спортивному ориентированию;
- участие в соревнованиях по горнолыжному спорту;
- участие в соревнованиях по скалолазанию;
- участие в туриадах;
- внутри школьный туристский слет;
- соревнования «Школа безопасности».
Распределение учебной нагрузки
Наименование раздела
Чем полезны и интересны туристические походы
и путешествия
Основы техники водного и пешеходного туризма,
Туристическое снаряжение.
Краеведение
Туристский быт
Основы доврачебной помощи
Общефизическая подготовка
Основы лыжной и горнолыжной подготовки
5

Количество часов
Всего
Теория Практика
9

3

6

30

3

27

30
42
36
108
39

9
3
6
0
3

21
39
30
108
36

Основы топографической подготовки туриста и
спортсмена - ориентировщика
Питание в однодневном походе
Итого по программе II года обучения

6

21

6

15

9
324

3
36

6
288

№
п/п
1.1

Месяц

Сентябрь

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
«Чем полезны и интересны походы и путешествия». Обзор
предстоящих походов и соревнований по фотоматериалам и
отчетам о походах других групп.
Виды снаряжения.
Тренировки по ОФП. Входные нормативы
Виды переправ, страховки и самостраховки.
Основы турбыта

Октябрь

Турбыт. Породы деревьев, используемые для разжигания костра,
приготовление пищи.
Тренировки по ОФП.
Виды костров, выбор сухостойного дерева.

Ноябрь

Краеведение. Мысы, бухты, вершины, пещеры, водопады,
источники
Тренировки по ОФП.
Сроки хранения продуктов, организация общего туристского
стола
Виды и выбор лыжного снаряжения.

1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

2. Календарный учебно-тематический план
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Спортивный туризм» на 2021-2022 учебный год
Количество часов
Тема занятия
Всего
Теория
Практика

Итого за месяц:
2.1
2.2
2.3

Итого за месяц:
3.1
3.2
3.3
3.4

Итого за месяц:

Декабрь

4.4

Спуск «на прямых лыжах», «плугом», подъем «елочкой»,
«лесенкой», «полуелочкой»
Тренировки по ОФП.
Разворот на склоне
Вязка носилок
Техники подъема, спуска и торможения на лыжах

5.1

Январь

Совершенствование беговой лыжной техники

4.1
4.2
4.3

Итого за месяц:
7

2

2

0

4

1

3

3
12
9
12

0
0
0
0

3
12
9
12

42

3

39

15

3

12

12
15
42

0
0
3

12
15
39

15

3

12

15

0

15

3

1

2

3
36

0
4

3
32

6

1

5

12
6
6
6
36
6

0
0
0
0
1
1

12
6
6
6
35
5

Форма
занятия

Форма
контроля

5.3
5.4

Продолжение знакомства с краеведением района. ББТ и объекты
расположенные на ней.
Действие при поражении электрическим током
Тренировки по ОФП.

6.1
6.2

Лыжный ход. Лыжный бег
Тренировки по ОФП.

6
9
36
6
12

Масштаб карты, измерение расстояний по карте с использованием известного
масштаба

6

3

3

3
27
12
3
3
3

0
4
0
1
1
0

3
23
12
2
2
3

6

2

4

12

2

10

39
6
6
12
3
6
33
12
9

6
2
1
0
1
0
4
0
0

33
4
5
12
2
6
29
12
9

Снаряжение для выхода на воду, терминология, применяя на практике:
«табань» «килеватор», «ход», «рыба», «банка», «карма» и т.д.

12

3

9

Итого за месяц:
Итого по программе I года обучения:

33
324

3
36

30
288

5.2

Итого за месяц:

6.3

Февраль

Ремонт и эксплуатация лыжного снаряжения.

6.4

Итого за месяц:
7.1
7.2
7.3
7.4

Март

Тренировки по ОФП.
Рецепты основных блюд.
Соблюдение правил гигиены при питании на природе
Лыжные кроссы – до 3 км.
Спортивная карта, вид объектов рельефа на местности, ориентирование по
выбору,
Оказание помощи при ожегах и обморожениях. Спасение провалившихся под
лед.

7.5
7.6

Итого за месяц:
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5

Простейшие фиксирующие повязки при вывихах, растяжениях

Апрель

Съедобные, ядовитые и лекарственные растения
Тренировки по ОФП.
Информация об объектах топографических карт, комплексные задания.

Ориентирование по маркированной трассе.

Итого за месяц:
9.1
9.2
9.3

Май

Тренировки по ОФП.
Виды переправ, страховки и самостраховки.

8

15

6

9

1
0
8
1
0

5
9
28
5
12

Нормативы ОФП для зачисления в группы
Оценка нормативов
Контрольные
№
Возраст
Юноши
Девушки
нормативы
Балы
Балы
1 3
5
31
5
8- 9
12
12
12
13
12
12
10
12
12
11
12
12
11
11
12
11
11
12
11
11
12
11
11
11
1 Бег 60 м
13
- 11
11
10
14
- 11
11
10
15-16
- 10
10
10
8-9
10
11
2 Бег 100 м
12
16
16
15
13
16
15
15
14
15
14
14
15-16
14
14
14
8- 9
150
160
170
100
110
120
10
160
170
180
110
120
130
11
170
180
190
120
130
140
Прыжок в длину
12
180
190
200
140
150
160
3
с места
13
190
2000
210
160
170
180
14
200
210
220
170
180
190
15-16
195
215
225
180
190
200
9
2
4
6
1
3
5
10
4
6
8
3
5
7
Отжимание от
11
9
11
13
5
7
9
пола мальчики и
4
12
8 10
12
от скамейки для
13
- 11
13
15
девочек
14
- 15
18
20
15
- 18
22
24
9
10
Подтягивания на
11
5 перекладине
12
1
3
5
( юноши)
13
3
5
7
14
5
7
9
15
7
9
11
9
б/у
б/у
б/у
б/у
б/у
б/у
10
б/у
б/у
б/у
б/у
б/у
б/у
11
б/у
б/у
б/у
б/у
б/у
б/у
Кросс 2 км (дев.)
6
12
б/у
б/у
б/у
б/у
б/у
б/у
Кросс 3 км (юн.)
13
13
12
12
10
10
9
14
12
12
11
10
9
9
15
11
11
11
9
9
8
9

Материально-техническое обеспечение программы
Компас
Групповое снаряжение (общественное):
Фонарь
Система страховочная – 1 компл
Палатка (3-х; 4-х местная) – 4 шт. «Кошки» – 1 компл
Шатер «Зима» – 1 шт. Ледоруб
Тент костровой – 1 компл. Спусковое устройство
Костровой набор – 1 компл. Жумар
Газовая горелка – 4 шт. Каска
Котлы – 6 шт. Лавинная лента
Половник – 4 шт. Лыжи, палки, ботинки лыжные
Ремонтный набор
Аптечка походная
Веревка основная – 100 метров
Веревка вспомогательная – 30 метров
Карабины – 20 шт.
Топор – 2 шт.
Пила двуручная - 2 шт.
Картографический материал
Фотоаппарат – 1 шт.
Видеокамера – 1 шт.
Планшет – 1 шт.
Бипер – 4 шт.
Зонд для поиска в лавине – 4 шт.
Личное специальное снаряжение:
Рюкзак
Спальный коврик
Спальник
Методическое обеспечение
Основное содержание учебного процесса включает в себя материал по туристской
подготовке, топографии, краеведению, доврачебной медицинской помощи, занимательной
экологии. Полученные теоретические знания, закрепляются на практике.
Теория предмета изучается в учебном кабинете, практика – во время походов, тренировок
в тренировочном кабинете туризма. Оснащение кабинета: компьютер, проектор, доска, тренажер
ПТС.
Предпочтение отдается активным формам обучения: походы выходного дня, экскурсии,
соревнования, игры и др. мероприятия.
Для проведения учебно-познавательных мероприятий во время отдыха, теоретических и
практических занятий накоплен разнообразный дидактический материал:
- разработки бесед, игр, викторин, конкурсов, походов экскурсий;
- гербарии, живые объекты;
- оформленные стенды, таблицы, схемы, рисунки, плакаты
- слайды, фотоматериалы, видеозаписи
- карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для письменного или устного опроса,
тесты;
- учебные пособия – журналы, книги
Для организации походов имеется индивидуальное, групповое и специальное снаряжение:
рюкзаки, спальные мешки, коврики, палатки, веревки, карабины, костровые принадлежности,
компасы, карты, ледорубы, кошки, палатка «Зима» с печкой.

10

Список литературы
Для педагогов:
1. Административно-территориальное деление Бурятии,
2. Алешин В.М., «Карта в спортивном ориентировании», «Физкультура и
спорт», М.1983.
3. Ганопольский В.И., Туризм и спортивное ориентирование, Учебник. М.
"Физкультура и спорт", 1983.
4. Елоховский С.Б., Спортивное ориентирование на лыжах, «Физкультура и
спорт», М.1981.
5. Кодыш Э.Н., Соревнования туристов, М. "Ф и С", 1990.
6. Коган В.Г., Соревнования по Технике горного туризма, М. ЦРИБ
"Турист", 1983.
7. Косторуб А.Н., Медицинский справочник туриста, М. Профиздат, 1987.
8. Лукоянов П.И., Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных
ситуации зимних условий, М. ЦДЮТур МО РФ, 1998.
9. Методические рекомендации по подготовке туристского похода, М.,
1970.
10. Научно-методический журнал «Детско-юношеский туризм и
краеведение России»,Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ДОД
«Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», М.2012.
11.Организация и подготовка туристского похода, М. ЦРИБ "Турист", 1986.
12.«Русский турист" Сборник нормативных документов по спортивнооздоровительному туризму. "ТСС России", 1998.
13.Тыкул В.И. "Спортивное ориентирование", М. Просвещения, 1990.
14. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е., «Спортивно-оздоровительный туризм»,
учебник,»Советский спорт», МП.2008.
14.Физическая тренировка в туризме, М. "Турист", 1989.
15.Энциклопедия туриста, М. БРЭ, 1993
Для учащихся:
1. К.К.Хазанович. Геологические памятники
2. Энциклопедия туриста, М. БРЭ, 1989
3. http://turcentrrf.ru/

11

Презентации, по следующим темам:
1. Байкал – жемчужна Сибири.
2. История возникновения города Северобайкальск;
3. Виды и формы туризма;
4. Туристическое снаряжение;
5. Личное и групповое снаряжения туриста;
6. Туристический бивак. Организация бивачных работ;
7. Мы идем в поход;
8. Питание в походе;
9. Классификация поход;
10. Виды костров и их применение;
11. Снаряжение и инвентарь горнолыжника;
12. Виды подъемников;
13. Правила поведения на склоне. Техника безопасности;
14. История возникновения лыжного спорта;
15. Техника лыжного хода;
16. Личное снаряжение лыжника. Лыжный инвентарь;
17. Медицинская аптечка.
18. Первая помощь при ожогах и обморожениях;
19. Мозоли и потертости;
20. Ушибы и растяжения;
21. Международная система сигналов бедствия «Земля- воздух»
22. Ночлег;
23. Топографические и спортивные карты;
24. Условные знаки;
25. Компас. Работа с компасом.
26. Узлы.
27. Специально личное и групповое снаряжение.
Наглядные пособия:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Байкальский сундучок.
Атлас Республики Бурятия.
Атлас Прибайкалья.
Справочный гербарий Северобайкальского района.
Топографические карты.
Спортивные карты.
Дополнительные материалы:

1. Интернет- ресурсы.
2. Библиотечные фонды.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».