Управление образования администрации Муниципального образования «город Северобайкальск» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ШКОЛА ТУРИСТСКО- ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ" Утверждаю И.о. директора МАОУ ДО «ШТЭО» ___________ А.Е. Мусаев «____»_______________ 20___ г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Дистанция пешеходная» Направленность: туристско-краеведческая Возраст учащихся: 7-17 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Богун А.А., Воробьев И.С., Гаврилов Ю.Н., педагоги дополнительного образования г. Северобайкальск, 2023 год 2 Паспорт программы Название программы Ф.И.О. автора, где и кем работает База эксперимента Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Туристско-краеведческой направленности «Дистанция - пешеходная» Богун А.А., Воробьев И.С., Гаврилов Ю.Н., педагоги дополнительного образования МАОУ ДО «ШТЭО» МАОУ ДО «ШТЭО» г. Северобайкальск Направленность образовательной деятельности Туристско-краеведческая Цель программы Главной целью программы является создание единой туристской группы, способной совершать спортивные путешествия повышенной сложности, участвовать в соревнованиях по спортивному туризму высокого ранга, в котором каждый максимально реализует и многогранно развивается, как личность. Воспитать социально-активную, Тип программы творческую, самостоятельную личность, с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами спортивно-туристской, экскурсионно-краеведческой и трудовой деятельности. Модифицированный Продолжительность обучения 1 года Возраст учащихся 7-17 лет Форма проведения занятий Групповая Режим занятий 1 год обучения: 1 подгруппа– 3 раза в неделю по 3 часа 2 подгруппа – 3 раза в неделю по 3 часа Форма организации итоговых занятий Участие в соревнованиях по спортивному туризму с элементами «дистанция – пешеходная» Количество детей в группах 25 3 1. Пояснительная записка Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при занятиях спортивным туризмом, основана на принципах спортивной подготовки спортсменов, результатах научных исследований, передовой спортивной практике. Программа предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки, подготовки в избранном виде спорта, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). Программа учитывает все особенности подготовки обучающихся по избранному виду спорта и способствуют всестороннему развитию личности ребенка, совершенствуют его интеллектуальное, духовное и физическое начала, способствуют приобретению самостоятельной деятельности. Туризм - это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями народов России. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм - с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями. Туризм - тот вид деятельности, который при разумной организации дает хорошие образовательно-оздоровительные результаты и отвечает возрастным потребностям детей к самоутверждению и самостоятельности. В походе учит сама жизнь, природа, товарищи, ситуации. В полевых условиях учебный процесс естественен, содержание его призвано разрешать повседневные, актуальные проблемы в жизни коллектива. При этом «усвоение знаний» идет на уровне понимания, и - что очень важно - на эмоциональном уровне. Туризм - школа самопознания, проверки собственных возможностей, тренинг личностного развития. Данная программа поможет заинтересовать этих детей активными формами отдыха, где каждый может проявить свои интеллектуальные, физические и социально-возрастные возможности. Также программа позволяет решить актуальные педагогические задачи, формирования всестороннего развитой личности обучающегося, способной адекватно взаимодействовать с окружающими людьми в различных ситуациях, в том числе и экстремальных. Программа рассчитана на детей стоящих на учете в подразделение по делам несовершеннолетних, находящие в социально опасном положение. Программа являемся актуальной, так как на сегодня современный ребенок ведет малоподвижный образ жизни, его мир почти замкнулся на «виртуальном бытие». Это ведет к негативным последствиям, растет количество детей со слабом здоровьем, с психическими расстройствами, доходящие до девиантного поведения. Данная программа позволит активизировать познавательную деятельность учащихся, расширит кругозор, привлечь к активным формам отдыха, даст возможность проявить себя в различных ситуациях, научит адекватно взаимодействовать с окружающими людьми. Направленность назначение. Цель программы программы, Программа имеет туристско-краеведческую направленность и направлена на совершенствование навыков спортивного туризма и походной деятельности, а также является подготовкой судейских и инструкторских туристских кадров. Содержание учебного материала дополняет школьные курсы географии, краеведение, ОБЖ, помогает систематизировать знания, обогащает использованием регионального компонента. Главной целью программы является создание единой туристской группы, способной совершать спортивные путешествия повышенной сложности, участвовать в соревнованиях по спортивному туризму высокого ранга, в котором каждый максимально реализует и многогранно развивается, как личность. Воспитать социально-активную, творческую, самостоятельную личность, с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на 4 здоровом образе жизни. Всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами спортивно-туристской, экскурсионнокраеведческой и трудовой деятельности. Задачи: Отличительные программы Обучающие: формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как природной, так и социальной среды, умений быстро и грамотно действовать в экстремальных ситуациях; - формирование прочных трудовых навыков и навыков по самообслуживанию; - формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности воспитанника. Развивающие: - создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка; формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к походам и экспедициям, к краеведческой поисково-исследовательской работе, расширение кругозора воспитанников; - внедрение и реализация принципа самоуправления и самоуправления группы в условиях автономного прохождения сложных спортивных маршрутов в ненаселенной местности с помощью туристской должностной инструментовки; Личностные: способствовать развитию интереса к активному познанию окружающего мира; способствовать формированию гражданской позиции, бережному отношению к своему языку, духовным, природным и культурным ценностям. особенности Особенности организации учебного процесса данной программы заключается в том, что обучение может проходить в одновозрастных или разновозрастных групп. 5 Возраст детей Продолжительность программы Форма организации 10-16 лет 3 года 324 часов в год, 9 часов в неделю. Планируется проведение занятий 3 раза в неделю. 5 часа в будни, 4 часа в выходные дни (практические занятия, участие в соревнования, в походах, в сплавах, мастер-классах и т.д.). Очная. Форма организация учебного процесса классно-урочная, с применением активных форм познания. Нагрузка Количество учебных часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, рассчитанной на 1 год обучения – 324; количество учебных часов в неделю – 9. Режим занятий Занятия по программе «с элементами спортивного туризма, Дистанция - пешеходная»: проводится по следующему расписанию: трехчасовое занятие три раза в неделю на базе МАОУ ДО «ШТЭО» (учебный, компьютерный класс), а также на базе других школ города (спортзал). Итого 9 часов в неделю. Такая организация учебного процесса позволяет наиболее полно раскрыть содержательную, образовательную и воспитательную суть программы. - преодолевать водные естественные и искусственные препятствия; - умение оказать первую помощь; - приобретение знаний о своем крае (культура, география, история); - приобрести туристские навыки; - умение ориентирование на воде и местности; - способность действовать в экстремальных ситуациях природного и техногенного характера. Способы определения Формы аттестации для определения результативности освоения программы: зачёт, походы, сплавы, конкурсные результативности соревнования, слеты и т.д. Формы отслеживания образовательных результатов: диплом, грамота, протокол соревнований, сертификат участника, маршрутный лист, статья и т.д. Формы контроля В течение года проводится входной, промежуточный и итоговый контроль. Это позволит педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу со обучающимися. Перечень разделов, тем 1. «Общетуристская подготовка» 2. «Специальная туристская подготовка (техника горного туризма)» 3. «Физическая подготовка» 4. «Доврачебная медицинская помощь» 5. «Краеведение» Ожидаемые результаты Кол-во часов по темам (теория, практика, всего) 1 год обучения – 324 часов, из них теория 98 час., практика 226 час. 2 год обучения – 324 часов, из них теория 81 час., 6 практика 252 час. 3 год обучения – 324 часов, из них теория 49 час., практика 286 час. Форма проведения занятий Методы обучения Формы и методы учебной работы носят преимущественно практический характер (тренировки, экскурсии, игры, конкурсы, походы выходного дня, соревнования, подготовка и участие в конференциях, исследовательская деятельность, проектная деятельность); небольшая часть занятий проводится в форме лекций, бесед с применением наглядных материалов и мультимедийных презентаций. Практические занятия проводятся во время туристско-краеведческих мероприятий, походов, а также на местности, в помещении (спортзале, актовом зале). Репродуктивный метод. Цель – воспроизведение информации. Используется при объяснении новой темы. Приемы: рассказ, составление картосхем, репродуктивная беседа. Объяснительно-иллюстративный. Цель – проиллюстрировать информацию с помощью наглядных средств. Приемы: словесный, работа с наглядным материалом, с туристским снаряжением, с видеоматериалами. Игровые методы. Применяются при изучении материала, закреплении, во время проведения учебно-тренировочных сборов. Приемы: игры на местности, в помещении, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления. Метод проблемного обучения. Цель – новые знания достигаются детьми в решении проблемных вопросов. Приемы – создание проблемной ситуации, ролевые игры. Частично-поисковый метод. Цель навести ребенка на решение каких-то проблем. Используется при закреплении материала, при разработке маршрута. Метод взаимодействия. Приемы: работа во временных группах, ситуации совместных переживаний. Метод контроля. Прием: сдача нормативов, соревнования. Метод мотивации и стимулирования. Цель – формирование познавательного интереса. Приемы: самоподготовка, отработка туристских элементов, разбор дистанции, поход. Прогнозируемые результаты освоения программы: Личностные: Метапредметные: Приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края. Учащийся должен знать район, уметь ориентироваться в горно-таежной местности, уметь организовывать отдых на туристском маршруте при любых погодных условиях, обеспечить безопасное прохождение маршрута, -участие в соревнованиях по спортивному туризму (пешеходному, лыжному, водному); 7 Предметные: -получение спортивных разрядов по пешеходному и лыжному туризму (1-2 юношеский разряд, 3 взрослый); -совершение степенного лыжного, водного (и) или пешего похода 3-ей степени (1-ой категории) сложности и составление отчета; -участие в изучение подготовки документации к спортивному категорийному походу; -выполнение контрольно-переводных нормативов. -получение знаний, умений и навыков по основам лыжного, пешего и водного туризма; -умение оказать первую помощь пострадавшему, овладение навыками наблюдения за природными объектами, явлениями природы, приобретение навыков жизни в полевых условиях и катания на лыжах. Распределение учебной нагрузки, согласно разделам программы «Программа с элементами спортивного туризма», «Дистанция-пешеходная» 1 года обучения № п/п Наименование раздела Количество часов Всего Теория Практика Общетуристская подготовка 64 20 44 Специальная туристская подготовка 64 18 46 ОФП (общефизическая подготовка) 68 20 48 4 Доврачебная медицинская помощь 64 20 44 5 Краеведение 64 20 44 Итого по программе I года обучения 324 98 226 При реализации программы, педагогом дополнительного образования допускается корректировка учебного плана не более чем на 25 % 1 2 3 8 9 Календарно-тематический план по программе « «Программа с элементами спортивного туризма», «Дистанция-пешеходная» № п/п 1.1 на учебный год Тема занятия Период проведени я занятия Сентябрь 1.2 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности «Чем полезны и интересны походы и путешествия». 1.3 Виды снаряжения. Обзор предстоящих походов и соревнований по фотоматериалам и отчетам о походах других групп, для спортивных походов. 1.4 Походы 1.5 Снаряжение для выхода на воду, терминология, применяя на практике: «табань» «килеватор», «ход», «рыба», «банка», «карма» и т.д. 1.6 Тренировки по ОФП. Входные нормативы 1.7 Скалолазание 2.1 Октябрь Продолжение знакомства с краеведением района. Тренировки по ОФП. 2.4 Соревнования «Школа Безопасности» Ноябрь Лекционное/ практическое Виды переправ, страховки и самостраховки. 2.2 2.3 2.5 3.1 3.2 Форма занятия Лекционное/ практическое Походы Экскурсия на Лударь Тренировки по ОФП. 3.3 Сроки хранения продуктов, организация общего туристского стола 3.4 Туриада 10 Лекционное/ практическое Наименование раздела Основы доврачебной помощи Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия Основы техники лыжного, пешеходного туризма Элементы школы выживания. Основы техники лыжного, пешеходного туризма Общефизическая подготовка Основы техники лыжного, пешеходного туризма Основы техники лыжного, пешеходного туризма Краеведение Общефизическая подготовка Основы доврачебной помощи. Туристский быт Краеведение Общефизическая подготовка Питание в однодневном походе Элементы школы выживания. Походы 3.5 4.1 Декабрь Разворот на склоне. Спуск «на прямых лыжах», «плугом», подъем «елочкой», «лесенкой», «полуелочкой» 4.2 Тренировки по ОФП. 4.3 Походы 4.4 5.1 Январь Байкаловедение Совершенствование беговой лыжной техники 5.2 Тренировки по ОФП. 5.3 Походы 6.1 Февраль Лекционное/ практическое Лыжные кроссы – до 3 км. 6.2 6.3 Экскурсия в музей Тренировки по ОФП. 6.4 Масштаб карты, измерение расстояний по карте с использованием известного масштаба 6.5 Традиционный лыжный переход 6.6 Лыжная эстафета 6.7 Походы 7.1 Март Лекционное/ практическое Лекционное/ практическое Тренировки по ОФП. 7.2 Рецепты основных блюд. 7.3 Соблюдение правил гигиены при питании на природе 7.4 Походы 7.5 Спортивная карта, вид объектов рельефа на местности, ориентирование по выбору, 11 Лекционное/ практическое Элементы школы выживания. Основы техники лыжного, пешеходного туризма Общефизическая подготовка Основы доврачебной помощи Краеведение Основы техники лыжного, пешеходного туризма Общефизическая подготовка Элементы школы выживания. Основы техники лыжного, пешеходного туризма Краеведение Общефизическая подготовка Основы топографической подготовки туриста и спортсмена ориентировщика Элементы школы выживания. Основы техники лыжного, пешеходного туризма Элементы школы выживания. Общефизическая подготовка Питание в однодневном походе Питание в однодневном походе Элементы школы выживания. Основы топографической подготовки туриста и Соревнования по горным лыжам. 7.6 7.1 Апрель Простейшие фиксирующие повязки при вывихах, растяжениях 7.2 Съедобные, ядовитые и лекарственные растения 7.3 Тренировки по ОФП. 7.4 Информация об объектах топографических карт, комплексные задания, 7.5 Ориентирование по маркированной трассе. 7.6 Соревнования «Юный спасатель» 7.7 Походы 8.1 Май Лекционное/ практическое Практическое Породы деревьев, используемые для разжигания костра, приготовление пищи, виды костров, выбор сухостойного дерева. 8.2 Тренировки по ОФП. 8.3 Соревнования «Всероссийский азимут» 8.4 Походы 8.5 Турслет Лекционное/ практическое 12 спортсмена ориентировщика Элементы школы выживания. Основы доврачебной помощи Элементы школы выживания. Общефизическая подготовка Основы топографической подготовки туриста и спортсмена ориентировщика Основы топографической подготовки туриста и спортсмена ориентировщика Основы доврачебной помощи Элементы школы выживания. Туристский быт Общефизическая подготовка Основы топографической подготовки туриста и спортсмена ориентировщика Элементы школы выживания. Основы техники лыжного, пешеходного туризма Нормативы по ОФП, СФП и технической подготовке. С целью определения уровня общей и специальной физической подготовленности за основу контрольно переводных нормативов по ОФП и СФП принимаются упражнения и нормативы на основе федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спортивный туризм. Нормативы ОФП для зачисления в группы Оценка нормативов Контрольные № Возраст Юноши Девушки нормативы Балы Балы 1 3 5 1 3 5 8- 9 12 12 12 13 12 12 10 12 12 11 12 12 11 11 12 11 11 12 11 11 12 11 11 11 1 Бег 60 м 13 - 11 11 10 14 - 11 11 10 15-16 - 10 10 10 8-9 10 11 2 Бег 100 м 12 16 16 15 13 16 15 15 14 15 14 14 15-16 14 14 14 8- 9 150 160 170 100 110 120 10 160 170 180 110 120 130 11 170 180 190 120 130 140 Прыжок в длину 12 180 190 200 140 150 160 3 с места 13 190 2000 210 160 170 180 14 200 210 220 170 180 190 15-16 195 215 225 180 190 200 9 2 4 6 1 3 5 10 4 6 8 3 5 7 Отжимание от 11 9 11 13 5 7 9 пола мальчики и 12 8 10 12 4 от скамейки для 13 - 11 13 15 девочек 14 - 15 18 20 15 - 18 22 24 9 10 Подтягивания на 11 5 перекладине 12 1 3 5 ( юноши) 13 3 5 7 14 5 7 9 15 7 9 11 13 9 10 Кросс 2 км (дев.) 6 Кросс 3 км (юн.) 11 12 13 14 15 б/у б/у б/у б/у 13 12 11 б/у б/у б/у б/у 12 12 11 б/у б/у б/у б/у 12 11 11 Материально-техническое обеспечение программы Компас Групповое снаряжение (общественное): Фонарь Система страховочная – 1 компл Палатка (3-х; 4-х местная) – 4 шт. «Кошки» – 1 компл Шатер «Зима» – 1 шт. Ледоруб Тент костровой – 1 компл. Спусковое устройство Костровой набор – 1 компл. Жумар Газовая горелка – 4 шт. Каска Котлы – 6 шт. Лавинная лента Половник – 4 шт. Лыжи, палки, ботинки лыжные Ремонтный набор Аптечка походная Веревка основная – 100 метров Веревка вспомогательная – 30 метров Карабины – 20 шт. Топор – 2 шт. Пила двуручная - 2 шт. Картографический материал Фотоаппарат – 1 шт. Видеокамера – 1 шт. Планшет – 1 шт. Бипер – 4 шт. Зонд для поиска в лавине – 4 шт. Личное специальное снаряжение: Рюкзак Спальный коврик Спальник 14 б/у б/у б/у б/у 10 10 б/у б/у б/у б/у 10 9 б/у б/у б/у б/у 9 9 9 9 8 Список литературы Для педагогов: 1. Административно-территориальное деление Бурятии, 2. Алешин В.М., «Карта в спортивном ориентировании», «Физкультура и спорт», М.1983. 3. Ганопольский В.И., Туризм и спортивное ориентирование, Учебник. М. "Физкультура и спорт", 1983. 4. Елоховский С.Б., Спортивное ориентирование на лыжах, «Физкультура и спорт», М.1981. 5. Кодыш Э.Н., Соревнования туристов, М. "Ф и С", 1990. 6. Коган В.Г., Соревнования по Технике горного туризма, М. ЦРИБ "Турист", 1983. 7. Косторуб А.Н., Медицинский справочник туриста, М. Профиздат, 1987. 8. Лукоянов П.И., Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуации зимних условий, М. ЦДЮТур МО РФ, 1998. 9. Методические рекомендации по подготовке туристского похода, М., 1970. 10. Научно-методический журнал «Детско-юношеский туризм и краеведение России»,Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», М.2012. 11.Организация и подготовка туристского похода, М. ЦРИБ "Турист", 1986. 12.«Русский турист" Сборник нормативных документов по спортивнооздоровительному туризму. "ТСС России", 1998. 13.Тыкул В.И. "Спортивное ориентирование", М. Просвещения, 1990. 14. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е., «Спортивно-оздоровительный туризм», учебник,»Советский спорт», МП.2008. 14.Физическая тренировка в туризме, М. "Турист", 1989. 15.Энциклопедия туриста, М. БРЭ, 1993 Для учащихся: 1. К.К.Хазанович. Геологические памятники 2. Энциклопедия туриста, М. БРЭ, 1989 3. http://turcentrrf.ru/ 15 Презентации, по следующим темам: 1. Байкал – жемчужна Сибири. 2. История возникновения города Северобайкальск; 3. Виды и формы туризма; 4. Туристическое снаряжение; 5. Личное и групповое снаряжения туриста; 6. Туристический бивак. Организация бивачных работ; 7. Мы идем в поход; 8. Питание в походе; 9. Классификация поход; 10. Виды костров и их применение; 11. Снаряжение и инвентарь горнолыжника; 12. Виды подъемников; 13. Правила поведения на склоне. Техника безопасности; 14. История возникновения лыжного спорта; 15. Техника лыжного хода; 16. Личное снаряжение лыжника. Лыжный инвентарь; 17. Медицинская аптечка. 18. Первая помощь при ожогах и обморожениях; 19. Мозоли и потертости; 20. Ушибы и растяжения; 21. Международная система сигналов бедствия «Земля- воздух» 22. Ночлег; 23. Топографические и спортивные карты; 24. Условные знаки; 25. Компас. Работа с компасом. 26. Узлы. 27. Специально личное и групповое снаряжение, для спортивного туризма. Наглядные пособия: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Байкальский сундучок. Атлас Республики Бурятия. Атлас Прибайкалья. Справочный гербарий Северобайкальского района. Топографические карты. Спортивные карты. Дополнительные материалы: 1. Интернет- ресурсы. 2. Библиотечные фонды. 16