Управление образования администрации Муниципального образования «город Северобайкальск» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ШКОЛА ТУРИСТСКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ" Утверждаю И.о.директора МАОУДО «ШТЭО» ___________ А.Е. Мусаев «____»_____________ 20___ г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Школьное лесничество» Направленность: туристско-краеведческая Возраст учащихся: 7-15 лет Срок реализации: 3 года Составители: Чернышева О.А.- заместитель директора по УВР; Кузнецова М.Р., - педагоги дополнительного образования г. Северобайкальск, 2023 год Паспорт программы Название программы Ф.И.О. автора, где и кем работает База эксперимента Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Туристско-краеведческой направленности «Школьное лесничество» Чернышева О.А. – заместитель директора по УВР, Кузнецова М.Р. педагог дополнительного образования МАОУ ДО «ШТЭО» МАОУ ДО «ШТЭО» г. Северобайкальск Направленность образовательной деятельности Туристско-краеведческая Цель программы Тип программы расширение и углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, развитие экологического мышления, воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социальноактивного отношения к природе, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность Модифицированный Продолжительность обучения 3 года Возраст учащихся 7-15 лет Форма проведения занятий Групповая Режим занятий 1 год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа 2 год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа 3 год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа Форма организации итоговых занятий Проект «Экотропа Деревья нашего парка» Количество детей в группах 28 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная программа составлена на основании федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273 – РФ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. 1. Основные характеристики программы 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Школьное лесничество» имеет туристско0краеведческую напрвленность и является модифицированной. Программа в соответствии с идеями и задачами Нацпроекта «Образование», проекта «Успех каждого ребенка» сориентирована на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности путем подключения каждого обучающегося к выстраиванию индивидуального маршрута по достижению целей самообразования, саморазвития, причем в самых разнообразных областях. 1.2. Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательны для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины, а также экологической культуры поведения. Новизна программы в том, что программа обеспечивает комплексное гармоничное развитие личности, то есть органическое сочетание интеллектуального, духовного и физического совершенствования человека. Программа является личностно-ориентированной, то есть ориентированной не столько на социальный заказ государства, сколько на потребности личности. Это предполагает признание педагогом приоритета развивающей личности перед другими задачами, а также реализацию педагогического принципа природосообразности. Личностно-ориентированная программа реализует право каждого учащегося на овладение знаниями, умениями и навыками в индивидуальном темпе и объеме. Сравнивается современный уровень развития и образования подростка только с его же предыдущим уровнем, а не с другими обучающимися. Таким образом, всем детям представляется возможность обучения не зависимо от способностей и уровня общего развития. 1.3. Педагогическая целесообразность программы заключаются в том, что она способностей основывается детей, на постепенном систематичностью и развитии природных регулярностью занятий, целенаправленностью учебного процесса. Программа основывается на следующих принципах: 1) Принцип наглядности – обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. - зрительная наглядность (демонстрация движений в целом или по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий-фото, видеороликов) - звуковая наглядность (создание определенного ритма по средствам звуковых сигналов) - двигательная наглядность (проведение по движению). 2) Принцип доступности и индивидуализации. В физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностями занимающихся. При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению/выполнения той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий. 3) Принцип непрерывности процесса физического воспитания (основные положения): - первое положение принципа непрерывности предполагает, что процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий. - второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов при построении системы занятий обеспечить полную постоянную преемственность эффекта занятий. Знания должны наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошло накопление этих эффектов. 4) Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. В процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Систематическое повторение нагрузок на фоне не довосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов. 1.5. Цель программы всестороннее развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося средствами краеведения, экологии и туризма. Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему города Северобайкальск и Северобайкальского района на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности. 1.6. Задачи: Обучающие: - пополнение запаса элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, первоначальных сведений о природе; - получение начальных знаний по ориентированию, краеведению, экологии; Воспитательные: - воспитание уважительного отношения к социальному окружению, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких; воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды. Развивающие: - укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием. - развитие творческой, познавательной и созидательной активности; - укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием; 1.7. Возраст учащихся Данная программа предназначена для обучающихся от 6 до 17 лет. Группы формируются по возрасту и в зависимости от смен в школе. 2 смены: I смена – 815–0955; II смена – 1400 – 1540; 1600 – 1740; Набор детей в объединение осуществляется в установленные учреждением сроки при наличии медицинской справки и по личному заявлению родителей (лиц их заменяющих). 1.8. Форма занятий Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм занятий: коллективные). Программа также включает разные виды занятий: учебное занятие; занятие – игра; открытое занятие; Формы проведения занятий: коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющий своих лидеров (при самостоятельной постановке хореографических композиций); Продолжительность одного занятия – не более 45 мин с 10 минутным перерывом после каждого занятия. 2. Объем программы: 2.1. Объем программы Количество часов на весь период обучения по программе: 1 год обучения - 216 ч/год; 2 год обучения – 216 ч/год; 3 год обучения – 216 ч/год 2.2. Режим занятий: 1 год обучения: 1 подгруппа– 2раза в неделю 2 часа; 2 подгруппа – 2 раза в неделю 2 часа; 3 подгруппа– 2раза в неделю 2 часа; 4 подгруппа– 2раза в неделю 2 часа; 3. Планируемые результаты 3.1. Ожидаемые результаты: За период обучения, учащиеся получают определенный объем знаний и умений. Знания: - правила поведения юных туристов; как подготовиться к проведению походов; перечень группового и личного снаряжения; историю города Северобайкальск; животных и растений оз Байкал и его окрестностей. Умения: - применять указанные знания на практике; выполнять общие обязанности участника похода; приводить примеры животных и растений оз.Байкал и его окрестностей. Иметь навыки: - навыками начальной туристской подготовки Иметь представление: - о постановке хореографической композиции. II УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2.1. 1 –ый год обучения № п/п Наименование темы 1 Понятие туризм, путешествия 2 Правила поведения юных туристов 3 Туристские должности в группе Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 3 1 2 2 1 1 4 Как собраться в поход. Личное снаряжение 2 1 1 5 Как собраться в поход. Групповое снаряжение 1 - 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 3 2 29 2 2 3 3 1 2 2 1 1 13 1 1 1 1 1 1 2 1 16 1 1 2 2 1 1 1 Техника безопасности при проведении 6 туристских походов и занятий 7 Подготовка к походу, путешествию 8 Вводное. Личная гигиена туриста 9 Введение в экологию 10 Экологический календарь 11 Живая и неживая природа Особенности экологической обстановки 12 родного края Разнообразие растительного мира озера 13 Байкал 14 Упражнения на равновесие ИТОГО за Сентябрь 1 Учимся исследовать 2 Воздействие человека на окружающую среду 3 Экология животного мира 4 Экология растительного мира 5 Как собраться в поход. Личное снаряжение 6 Как собраться в поход. Групповое снаряжение 7 Походная аптечка Первая помощь при мозолях и потертостях, 8 опрелостях Привалы, бивуаки. Выбор места привала на 9 прогулке 10 Питьевой режим на туристской прогулке 11 Костры. Типы и виды костров 12 Подготовка к походу, путешествию 13 Упражнения на равновесие Упражнения на развитие координации 14 движений ИТОГО за Октябрь 1 Легенды и сказки об озере Байкал 2 Особенности озера Байкал Разнообразие растительного мира озера 3 Байкал 4 Разнообразие животного мира озера Байкал 5 Живая и неживая природа 6 Экологический календарь 7 Эко-стиль жизни 8 Костры. Типы и виды костров 9 Подготовка к походу, путешествию Упражнения на развитие координации 10 движений Профилактика ОРЗ и других простудных 11 заболеваний 12 Основы краеведения 13 История г.Северобайкальск Главные достопримечательности 14 г.Северобайкальск 15 Экологические проблемы озера Байкал ИТОГО за Ноябрь История появления лыж. Виды современных 1 лыж и креплений Техника безопасности при транспортировке 2 лыж и движении на лыжах 3 Экология водоемов Особенности растительного и животного мира 4 Бурятии 1 1 - 2 3 2 1 2 1 1 1 - 1 2 1 1 2 2 28 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 1 1 2 - 2 1 3 3 1 1 1 2 2 3 2 29 1 1 11 2 1 18 2 1 1 2 3 1 1 1 2 3 1 2 11 17 5 Узлы. Виды узлов. Способы вязки 6 Упражнение на развитие силы Правила поведения и культуры общения в 7 культурно-просветительских учреждениях ИТОГО за Декабрь Техника безопасности при транспортировке 1 лыж и движении на лыжах Освоение стойки лыжника. Основные 2 элементы техники передвижения на лыжах 3 Живая и неживая природа 4 Экологический календарь 5 Узлы. Виды узлов. Способы вязки 6 Упражнение на развитие силы 7 Упражнение на развитие зрительной памяти ИТОГО за Январь Отработка техники передвижения по лесной 1 лыжне 2 Знакомство с горнолыжным спортом 3 Ледовый режим 4 Экология животного мира 5 Эко-стиль жизни 6 Экологический календарь 7 Упражнения на развитие зрительной памяти ИТОГО за Февраль 1 Разнообразие животного мира озера Байкал Правила поведения и культуры общения в 2 культурно-просветительных учреждениях Главные достопримечательности 3 г.Северобайкальск 4 Экология растительного мира 5 Экология животного мира 6 Экология водоемов 7 Воздействие человека на окружающую среду Привалы, бивуаки. Выбор места привала на 8 прогулке 9 Подготовка к походу, путешествию 10 Походная аптечка 2 2 1 1 1 1 4 18 1 7 3 11 2 - 2 3 2 1 1 2 2 13 1 1 2 2 2 1 1 2 1 11 2 4 2 2 2 1 2 15 3 1 1 1 1 4 1 2 3 1 1 1 1 2 11 2 2 1 1 3 3 3 3 2 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 2 1 1 - 2 1 1 Основные приемы оказания первой 11 доврачебной помощи 12 Учимся исследовать ИТОГО за Март Особенности растительного и животного мира 1 Бурятии Особенности экологической обстановки 2 родного края 3 Экологические проблемы озера Байкал 4 Живая и неживая природа 5 Экологический календарь 6 Костры. Типы и виды костров 7 Подготовка к походу, путешествию Техника безопасности при проведении 8 туристских походов и занятий 9 Природная аптечка 10 Сигналы бедствия 11 История топографии 12 Виды карт 13 Условные знаки. 14 Ориентирование на местности. 15 Эстафеты с переноской предметов ИТОГО за Апрель 1 Условные знаки 2 Ориентирование на местности 3 Компас, работа с компасом 4 Экология растительного мира 5 Экология животного мира 6 Эко-стиль жизни 7 Эстафеты с переноской предметов 8 История г.Северобайкальск Главные достопримечательности г. 9 Северобайкальск 10 Задачи выживания 11 Ночлег ИТОГО за Май ИТОГО часов за учебный год 3 2 28 1 1 9 2 1 19 3 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 - 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 3 2 2 4 29 1 3 3 4 2 2 4 3 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 2 1 1 4 20 1 3 2 3 2 2 4 2 3 1 1 27 216 1 1 1 6 2 21 72 144 2.2. 2-ой год обучения № п/п Наименование темы 1 Виды туризма по способу передвижения. 2 Правила поведения юных туристов 3 Туристские должности в группе Как собраться в поход. Личное и групповое 4 снаряжение Техника безопасности при проведении 5 туристских походов и занятий 6 Подготовка к походу, путешествию 7 Личная гигиена туриста Характеристика хвойных пород 8 Северобайкальского района 9 Экологический календарь Характеристика лиственных пород 10 Северобайкальского района 11 Охрана и защита леса Разнообразие растительного мира озера 12 Байкал 13 Упражнения на равновесие ИТОГО за Сентябрь 1 Учимся исследовать 2 Воздействие человека на окружающую среду 3 Животный мир леса 4 Лес и пожары Как собраться в поход. Личное и групповое 5 снаряжение 6 Календарь экологических дат 7 Походная аптечка Первая помощь при мозолях и потертостях, 8 опрелостях 9 Организация и обустройство бивуака 10 Оздоровительная роль туризма 11 Костры. Типы и виды костров 12 Подготовка к походу, путешествию 13 Упражнения на равновесие Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 3 1 2 2 1 1 2 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 3 2 28 2 2 4 3 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 3 2 1 2 1 1 1 1 - 1 2 1 1 2 13 15 Упражнения на развитие координации 14 движений ИТОГО за Октябрь 1 Легенды и сказки о ветрах Байкала 2 Особенности озера Байкал Разнообразие растительного мира озера 3 Байкал 4 Разнообразие животного мира озера Байкал 5 Животный мир леса 6 Экологический календарь 7 Эко-стиль жизни 8 Костры. Типы и виды костров 9 Подготовка к походу, путешествию Упражнения на развитие координации 10 движений Профилактика ОРЗ и других простудных 11 заболеваний 12 Питание в походе 13 Улицы г.Северобайкальск Главные достопримечательности 14 Северобайкальского района 15 Экологические проблемы озера Байкал ИТОГО за Ноябрь 1 Личное и групповое снаряжение лыжника Техника безопасности при транспортировке 2 лыж и движении на лыжах 3 Взаимосвязь вода-лес Интересные городские маршруты глазами 4 детей 5 Узлы. Виды узлов. Способы вязки 6 Упражнение на развитие силы Правила поведения и культуры общения в 7 культурно-просветительских учреждениях ИТОГО за Декабрь 1 Классические лыжные ходы Способы преодоления спусков, подъемов и 2 торможение на лыжах. 3 Экологический календарь 2 28 2 2 1 11 1 1 1 17 1 1 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 1 1 2 - 2 1 3 3 1 1 1 2 2 3 2 29 2 1 1 11 1 2 1 18 1 2 3 1 1 1 2 3 2 2 1 1 1 2 1 1 4 18 3 1 7 1 3 11 2 2 2 1 1 1 1 4 Животный мир леса 5 Узлы. Виды узлов. Способы вязки 6 Упражнение на развитие силы 7 Упражнение на развитие зрительной памяти ИТОГО за Январь Способы преодоления спусков, подъемов и 1 торможение на лыжах. 2 Знакомство с горнолыжным спортом 3 Вода Байкала Характеристика хвойных пород 4 Северобайкальского района 5 Эко-стиль жизни 6 Экологический календарь 7 Упражнения на развитие зрительной памяти ИТОГО за Февраль 1 Разнообразие животного мира озера Байкал Правила поведения и культуры общения в 2 культурно-просветительных учреждениях Главные достопримечательности 3 Северобайкальского района Характеристика хвойных пород 4 Северобайкальского района Характеристика лиственных пород 5 Северобайкальского района 6 Взаимосвязь вода-лес 7 Лес и пожары 8 Организация и обустройство бивуака 9 Подготовка к походу, путешествию 10 Походная аптечка 11 Первая помощь при ушибах и растяжениях 12 Учимся исследовать ИТОГО за Март Интересные городские маршруты глазами 1 детей 2 Охрана и защита леса 3 Экологические проблемы озера Байкал 4 Животный мир леса 2 1 2 2 14 1 4 2 1 2 1 10 2 4 2 1 1 2 3 1 2 2 1 2 15 3 1 1 4 1 1 1 1 2 11 2 2 1 1 3 1 2 2 - 2 3 3 3 2 1 1 3 2 28 1 1 1 1 1 8 2 2 2 2 1 1 2 1 20 3 2 2 1 1 1 1 - 2 1 1 1 Экологический календарь Костры. Типы и виды костров Подготовка к походу, путешествию Техника безопасности при проведении 8 туристских походов и занятий 9 Природная аптечка 10 Сигналы бедствия Формы рельефа и методы их изображения на 11 карте 12 Виды карт 13 Цветовые условные знаки. 14 Ориентирование краеведческое 15 Эстафеты с переноской предметов ИТОГО за Апрель 1 Ориентирование спортивное 2 Ориентирование краеведческое Характеристика хвойных пород 3 Северобайкальского района Характеристика лиственных пород 4 Северобайкальского района 5 Эко-стиль жизни 6 Эстафеты с переноской предметов 7 Улицы г.Северобайкальск Главные достопримечательности 8 Северобайкальского района 9 Факторы обеспечивающие выживание 10 Организация ночлега Определение местонахождения. Выбор пути 11 следования ИТОГО за Май ИТОГО часов за учебный год 5 6 7 1 1 1 - 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 2 2 3 2 4 29 3 3 1 1 1 1 9 1 - 1 1 2 1 4 20 2 3 2 - 2 3 2 4 3 1 3 2 4 2 2 1 1 1 1 1 1 - 3 27 216 1 2 6 73 21 143 2.3. 3- ий год обучения № п/п Наименование темы 1 Многообразие видов туризма. 2 Правила поведения юных туристов на Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 3 1 2 туристских состязаниях 3 Личная гигиена в походе 4 Укладка рюкзака, установка палатки Техника безопасности при проведении 5 туристских походов и занятий 6 Подготовка к походу, путешествию 7 Тепловой удар, солнечный удар Лекарственные растения Северобайкальского 8 района Разнообразие лесов Северобайкальского 9 района 10 Календарь экологических дат 11 Лесные пожары 12 География Байкала 13 Упражнения на равновесие ИТОГО за Сентябрь 1 Байкал в вопросах и ответах 2 Лесные птицы 3 Лесные звери 4 Лесные пожары 5 Личная гигиена в походе 6 Укладка рюкзака, установка палатки Ранения колющими и режущими предметами. 7 Кровотечения 8 Бивуачные работы 9 Содержание и назначение ремонтного набора 10 Костры. Типы и виды костров 11 Подготовка к походу, путешествию 12 Упражнения на равновесие Упражнения на развитие координации 13 движений ИТОГО за Октябрь 1 География Байкала 2 Вулканы и землетрясения 3 Живые фильтры Байкальской воды 4 Эндемики озера Байкал 5 Лесные звери 2 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 2 2 2 26 2 2 4 3 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 3 2 2 2 1 2 1 1 1 1 - 2 1 1 1 1 2 2 28 2 2 2 2 2 1 1 12 14 11 1 1 1 1 1 17 1 1 1 1 1 Экологический календарь Эко-стиль жизни Костры. Типы и виды костров Подготовка к походу, путешествию Организация питания в походе Упражнения на развитие координации 11 движений 12 История заселения Байкала 13 Природные памятники республики Бурятия 14 Байкал в вопросах и ответах ИТОГО за Ноябрь Техника преодоления естественных 1 препятствий на лыжах Разнообразие лесов Северобайкальского 2 района 3 Календарь экологических дат 4 Лесные птицы 5 Природные памятники республики Бурятия 6 Народы Байкала: буряты, эвенки, русские Экологические традиции и обычаи народов Бурятии 7 Узлы. Виды узлов. Способы вязки 8 Упражнение на развитие силы ИТОГО за Декабрь Отработка техники передвижения по лесной 1 лыжне 2 Опасность зимнего похода на лыжах Основы техники спусков и поворотов в 3 движении 4 Календарь экологических дат 5 Лесные звери 6 Узлы. Виды узлов. Способы вязки 7 Упражнение на развитие силы 8 Упражнение на развитие зрительной памяти ИТОГО за Январь 1 Тропление лыжни 2 Посещение горнолыжной базы 6 7 8 9 10 1 2 1 1 3 1 1 1 1 1 1 2 2 4 2 2 28 2 1 1 2 2 1 1 3 1 2 2 1 3 2 3 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 2 20 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 - 2 2 2 2 2 2 15 2 4 1 1 1 1 1 2 2 2 1 11 17 9 11 4 - 11 2 4 3 Байкал в вопросах и ответах Разнообразие лесов Северобайкальского 4 района 5 Эко-стиль жизни 6 Календарь экологических дат 7 Исследовательская работа 8 Засорение глаз, снежная слепота 9 Упражнения на развитие зрительной памяти ИТОГО за Февраль 1 Эндемики Байкала 2 Определение расстояний История заселения Северобайкальского 3 района Лекарственные растения Северобайкальского 4 района 5 Редкие и исчезающие растения 6 Лесные птицы 7 Содержание и назначение ремонтного набора 8 Бивуачные работы 9 Подготовка к походу, путешествию Техника безопасности при проведении 10 туристских походов и занятий Опасности, травмы и заболевания, связанные с дикими животными и ядовитыми 11 растениями 12 Исследовательская работа ИТОГО за Март 1 Народы Байкала: буряты, эвенки, русские Природные памятники респ. Бурятия, Северобайкальского района 2 Живые фильтры озера Байкал 3 Редкие и исчезающие растения 4 Календарь экологических дат 5 Костры. Типы и виды костров 6 Подготовка к походу, путешествию Техника безопасности при проведении 7 туристских походов и занятий 8 Тактика действий по выживанию 2 1 1 2 2 1 2 2 2 19 4 2 1 1 1 - 2 1 1 1 1 2 2 1 2 1 2 1 1 2 2 3 1 2 1 1 1 - 2 1 2 1 2 1 1 - 1 3 5 28 2 1 1 2 4 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 - 2 1 1 1 1 1 2 - 1 2 4 15 8 20 9 Подача сигналов 10 Туристическая маркировка 11 Виды спортивного ориентирования 12 Ориентирование с картой без компаса 13 Ориентирование краеведческое ИТОГО за Апрель 1 Виды спортивного ориентирования 2 Ориентирование краеведческое Лекарственные растения Северобайкальского 3 района 4 Эко-стиль жизни 5 Календарь экологических дат 6 Организация питания в походе 7 Эстафеты с переноской предметов История заселения Северобайкальского 8 района 9 Определение времени Действия по выживанию. Определение местонахождения. Выбор пути следования в 10 аварийной ситуации. ИТОГО за Май ИТОГО часов за учебный год 3 3 2 3 2 27 4 2 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1 - 3 2 2 2 1 2 4 1 1 1 - 1 2 1 4 3 2 1 1 2 1 3 25 216 1 2 9 7 75 18 18 141 III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 3.1. Методическое обеспечение программы: Занятия на каждом этапе обучения строятся последующей схеме: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть. Основные методы работы с обучающимися: - словесный (устное изложение материала) - иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов) - репродуктивный (практическое изучение материала по образцу педагога) Методы обучения по источнику знаний: - объяснительно-наглядный (репродуктивный); - словесный метод; - практический метод. Основные формы работы с обучающимися по количественному составу: - индивидуальная; - по подгруппам; - групповая; - фронтальная. 3.2. Условия реализации программы Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия необходимые для реализации программы в течение всего периода: - помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН; - микроскопы; - интерактивная панель; - методические пособия (настольные игры, карты, учебные пособия). - Мобильная цифровая лаборатория; - Ноутбук с техническим обеспечением для проведения лабораторных исследований на природе. В 2020 году по данной программе МАОУ ДО «ШТЭО» получило оборудование для обеспечения полноценной работы с природными материалами, как в кабинете, так и автономно. Методическое обеспечение программы содержит необходимые информационные ресурсы для ведения качественного образовательного процесса и представлено в виде фоно- и видео – медиатеки, тематической литературы, фотоальбомов. Методическое методических обеспечение разработок программы занятий, регулярно пополняется. Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся Общие правила техники безопасности: В объединение (О) допускаются обучающиеся ознакомившиеся и выполняющие требования техники безопасности; Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать руководителю О и не приступать к занятиям до устранения их нарушений. До и после занятий необходимо проветривать помещение. Бережно относиться к имуществу Центра. В Центре находиться в сменной обуви, без головного убора. Список рекомендуемой литературы 1. Агеенко А.С. Леса Дальнего Востока. М.: "Лесная промышленность", 1969.-391с. 2. Алексеев А.С. Практикум по экологии. М.: АОМДЕ, 1996.-192с. 3. Боголюбов А.С. Методы геоботанических исследований. М.: 1996.145с. 4. Боголюбов А.С. Определители кустарников в осенне-зимний период. – М.: Вентана - Граф. 5. Боголюбов А.С. Определители кустарников в осенне-зимний период. – М.: Вентана - Граф. 6. Боголюбов А.С. Определитель деревьев в весенне-летний период. – М.: Вентана - Граф. 7. Бобров Р.В. Зеленый патруль. М.: Просвещение, 1984.- 167с. 8. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное 9. образование детей в школе? Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005.-288с. 10. Дмитриева Л.Е., Загурская Л.С. Экологическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Благовещенск, 1991. 11. Захлебный А.И., Дарман Г.Ф., Шаповал И.И. Редкие исчезающие растения Амурской области. Благовещенск, 1995. 12. Заповедное Приамурье.- Благовещенск: Хаб. изд., 1986.- 40 с. 13. Иоганезов Б.Г., Городецкий Н.А. Сельская школа и охрана природы. М.: Просвещение, 1976.-139с. 14. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ 15. (ред. от 28.07.2012)\ 16. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно - экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 511 классы.-М.:5 за знания, 2005.-208с. 17. Мозолевская Е.Г, Семенкова И.Г, Беднова О.В. Лесозащита. – М.: Издательский дом «Лесная промышленность», 2006. – 354с. 18. Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С., Воронцова Н.А. Практикум по лесозащите. – М.: Академия, 2010.- 189с. 19. Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных учебных заведений и дополнительного образования, руководителей образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием, специалистов лесного хозяйства, студентов педагогических вузов и колледжей, школьников/Составитель Каткова О.А.- Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с. 20. Никонов М.В. Лесоводство. – М.: Лань, 2010. – 365с. 21. Организация работы школьных лесничеств: учебно-методическое пособие / Н.Н. Архипова, Е.А. Гончаров, Р.Р. Иванова и др.; под ред. Н.Н. Архиповой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 264с. 22. Починков С.В. Экономические основы устойчивого лесопользования. Эффективное освоение и воспроизводство лесных ресурсов. – М.: ПрофиКС, 2007.- 267с. 23. Программа развития движения Рослесхоза от 16.04.2012 г. № 145) школьных лесничеств (Приказ 24. Соколова Э.С., Мозолевская Е.Г., Каплан Б.М. Методы исследования грибов, развивающихся на древесных растениях: Учебно-методическое пособие. - М.: ФГБОУ ДОД ФДЭБЦ, 2013. - 80 с. Список литературы, рекомендованной обучающимся: 1. Астанин Л.П. Охрана природы. М.: Колос, 2012.- 248с. 2. Грищенко Н.В. Школьный области.Благовещенск, 1997. определитель растений Амурской 3. Грищенко Н.В., Груздев Г.А. Охрана природы Амурской области. Благовещенск, 1989. 4. Захлебный А.И., Дарман Г.Ф., Шаповал И.И. Редкие исчезающие растения Амурской области. Благовещенск, 1995. 5. Редкие растения и дикие животные Амурской области / Подгот. В.В. Голубев, В.М. Сидоренко, И.Д. Ткач и др. – Благовещенск: Хаб. кн. изд., 1981.- 76 с. 6. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов /Сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2001.- 208 с.: ил. 7. Ямковой В.А. География и история Амурской области в вопросах и ответах. Часть 1. Природа Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2015. — 232 с. Интернет-ресурсы: 1. http://www.wood.ru/ru/lg_2007_1708.html Первый лесопромышленный портал Лесная отрасль. Федеральные законы. Словарь терминов. Лесные пожары 2. http://www.edu.ru/ Лесное хозяйство Лесная Энциклопедия. Современные проблемы лесовыращивания. 3. http://www.forest.ru/ Все о российских лесах. 4. http://www.priroda.ru/lib/section.php?SECTION_ID=389 Природа России. Охрана лесов.