Дополнительная программа НТП 6

1

Управление образования администрации
Муниципального образования «город Северобайкальск»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ШКОЛА ТУРИСТКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора МАОУ ДО
«ШТЭО»
__________________А.Е. Мусаев
«___» _______________ 2023 год

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Начальная туристская подготовка - 6»
Направленность: туристско-краеведческая
Возраст учащихся: 10-14 лет
Срок реализации: 3 года
Составители: Бирюкова И.В., Калугина Д.В., педагоги дополнительного
образования

г. Северобайкальск, 2023 год

2

Паспорт программы
Название программы

Ф.И.О. автора, где и кем работает

База эксперимента

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
Туристско-краеведческой направленности
«Начальная туристская подготовка -6»
Бирюкова И.В., Калугина Д.В. педагоги
дополнительного образования МАОУ ДО
«ШТЭО»
МАОУ ДО «ШТЭО» г. Северобайкальск

Направленность образовательной
деятельности

Туристско0краеведческая

Цель программы

Подготовка
юных
туристов,
обладающих необходимым комплексом
знаний, умений, навыков, для их
использования в различных формах
активного туризма и жизнеобеспечения в
природной среде.

Тип программы

Модифицированный

Продолжительность обучения

3 года

Возраст учащихся

10-14 лет

Форма проведения занятий

Групповая

Режим занятий

1 год обучения:
3 раза в неделю по 2 часа
2 год обучения:
3 раза в неделю по 2 часа;
3 год обучения:
3 раза в неделю по 2 часа.

Форма организации итоговых
занятий

Участие в соревнованиях муниципального
уровня

Количество детей в группах

28

3

I. Пояснительная записка
Данная образовательная программа является модифицированной и
разработана на основе: программы М.И. Краймана «Юные туристы».
Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с
происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и
укрепление здоровья учащихся.
Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного
человека является туризм. Термин «туризм» впервые встречается в английских
источниках начала ХIХ века и обозначат экскурсию или путешествие.
Под школьным туризмом понимается туристская деятельность
обучающихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре
и организуемая учреждением дополнительного образования в целях
обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного
времени.
Направленность программы, форма организации. Программа имеет
туристско-краеведческую направленность, основной целью которой является
развитие познавательных, исследовательских навыков, обучающихся по
изучению природы, истории, культуры родного края, привлечению
обучающихся к социальным по охране природы, памятников культуры среды
проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края,
экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.
Форма организации – групповая.
Программа базового уровня, который предусматривает развитие
компетентности обучающихся в данной образовательной области,
формирование навыков на уровне практического применения.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы в том, что она обеспечивает комплексное гармоничное развитие
личности, то есть органическое сочетание интеллектуального, духовного и
физического совершенствования человека. Программа является личностноориентированной, то есть ориентированной не столько на социальный заказ
государства, сколько на потребности личности. Это предполагает признание
педагогом приоритета развивающей личности перед другими задачами, а также
реализацию педагогического принципа природосообразности. Личностноориентированная программа реализует право каждого учащегося на овладение
знаниями, умениями и навыками в индивидуальном темпе и объеме.
Сравнивается современный уровень развития и образования подростка только с
его же предыдущим уровнем, а не с другими обучающимися. Таким образом,
всем детям представляется возможность обучения не зависимо от способностей
и уровня общего развития.
Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и
экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность
4

постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения
природного, культурного и исторического наследия своей малой родины.
Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание
программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения
физического и психического здоровья учащихся.
Педагогическая целесообразность программы. Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
туристическо-краеведческая
программа обуславливает преемственность и согласованность с предметными
образовательными программами. Расширяет и углубляет базовые учебные
знания по географии, биологии, экологии, истории, краеведению, физической
культуре, а также усиливает межпредметные связи в содержании образования.
Обучающиеся получают необходимые знания по медицине, геологии, культуре,
искусству, психологии группы и межличностных отношений (обратной связи),
общей физической и туристической подготовке (последняя объединяет основы
техники пешеходного туризма и основные приёмы выживания в
неблагоприятных условиях). Туристическо-краеведческая деятельность учит
главному – синтезу накопленных знаний для принятия ответственных и
взвешенных решений, порой в экстремальных ситуациях.
Цели программы: Подготовка юных туристов, обладающих
необходимым комплексом знаний, умений, навыков, для их использования в
различных формах активного туризма и жизнеобеспечения в природной среде.










Задачи программы:
Образовательные:
обучение основам техники туризма;
начальным знаниям по ориентированию, краеведению;
получение знаний по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
интеллектуальное и духовно – нравственное развитие учащихся;
развитие творческой, познавательной и созидательной активности;
укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с
интеллектуальным и духовным развитием.
Воспитательные:
воспитание патриотизма посредством занятия краеведением;
воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние
окружающей среды.
Отличительной
особенностью
данной
программы
от
уже
существующих, является ее функциональность. Тематика программы в рамках
определенных программных разделов может изменяться и дополняться, с
учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение
новых тем, и углубленное изучение пройденных.

5

Возраст обучающихся. Программа адресована детям в возрасте 10 – 14
лет.
Заниматься в объединении могут физически развитые учащиеся,
отнесенные к основной группе здоровья. В период комплектования
объединения следует организовать медицинский осмотр детей и получить на
каждого члена группы медицинскую справку - разрешение врача заниматься
туризмом и спортивным ориентированием. Если у кого-то имеются
заболевания, следует проконсультироваться у врача на предмет допуска к
занятиям. Перед походом и спортивными соревнованиями каждый член группы
должен предоставить допуск врача.
Срок реализации программы – 3 года.
Уровень сложности.
«Базовый уровень» - программа 1 год обучения – 216 ч/год;
«Стартовый уровень» - 2 год обучения -216 ч/год;
«Продвинутый уровень» - 3 год обучения – 216 ч/ год.
Режим занятий.
- число занятий в неделю – 2-4; 1-2 похода или занятия на местности в
месяц;
- число и продолжительность занятий в день – 2-4 по 45 минут; занятия
на местности или поход до 8 часов.
Учебно-тренировочная работа в туристском объединении проводится на
основе годовых планов и графиков, составленных с учетом местных условий.
Формы и методы учебной работы.
Основные виды деятельности:
- теоретические занятия-лекции;
- практические занятия (подача нового материала, закрепление теории,
домашние задания, комплексы физических упражнений и др.);
- учебно-тренировочные семинары, походы выходного дня, степенные
походы - соединение теории с практикой;
- участие в туристских соревнованиях.
Правильно поставленный учет дает возможность руководителю
определить недостатки в учебно-тренировочной работе и наметить пути и
способы их устранения.
Учет работы объединения ведется в специальном журнале, который
является отчетным и финансовым документом. В журнале содержится
практически вся информация о туристском объединении и его деятельности.
Формы проведения занятий: занятия носят преимущественно
практический характер (экскурсии, олимпиады, игры, конкурсы, походы
выходного дня, соревнования, подготовка и участие в конференциях), лишь
небольшая часть проводится в форме лекций, игр, бесед с применением
презентаций. Практическая работа прививает и закрепляет навыки, заложенные
теоретическими занятиями, проводятся преимущественно, на местности.
6

Развивающее обучение пробуждает у детей интерес к различным областям
знания, дает возможность овладеть сразу несколькими специальностями, что в
будущем, вызывает желание учиться всю жизнь.
Настоящая программа может быть изменена в сторону более
углубленного изучения отдельных разделов с учетом индивидуальных
особенностей, интересов и способностей обучающихся, а также природноклиматических и погодных условий.
Прогнозируемые результаты освоения программы: приобретение
учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края. Учащийся
должен знать район, уметь ориентироваться в горно-таежной местности, уметь
организовывать отдых на туристском маршруте при любых погодных условиях,
обеспечить безопасное прохождение маршрута, уметь оказать первую помощь
пострадавшему, овладеть навыками наблюдения за природными объектами,
явлениями природы, приобрести навыки жизни в полевых условиях. Освоить
основы катания на лыжах.
По
итогам
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Начальная туристская подготовка – 6»
Обучающиеся должны знать:
- требования техники безопасности в походе;
- общие подходы к организации и проведению походов;
- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы, и
средства оказания первой доврачебной помощи;
- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
- правила приготовления пищи;
- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к
группе;
- правила общения в походе;
Обучающиеся должны уметь:
- применять указанные знания на практике;
- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
- выполнять общие обязанности участника похода.
- выполнять все операции походного быта;
- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного
туризма;
- самостоятельно ориентироваться на местности;
1.1. Формы выявления, фиксации и предъявления результатов
Формы выявления
результатов
Беседа, опрос,
наблюдение.
Конференции
Конкурсы,
соревнования.

Формы фиксации
результатов
Грамоты, дипломы.
Готовые работы.
Тестирование
Журнал.
7

Формы предъявления
результатов
Праздники, конкурсы,
контрольные работы,
соревнования.
Походы.
Конференции.

Походы.
Мероприятия:
- туристские походы выходного дня;
- участие в спортивных походах (степенные, категорийные);
- участие в олимпиаде по Байкаловедению;
- участие в конференции «Мое Отечество»;
- участие в традиционном восхождении, посвященном Дню победы;
- участие в традиционном лыжном переходе, посвященному Дню
защитника Отечества;
- участие в соревнованиях по спортивному ориентированию;
- участие в соревнованиях по горнолыжному спорту;
- участие в соревнованиях по скалолазанию;
- участие в акции «Байкальский берег – территория чистоты»;
- участие в туриадах;
- внутришкольный туристский слет;
- соревнования «Школа безопасности».

8

II. Учебно-тематический план

№

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9

2.1. I год обучения
Количество часов
Наименование тем и разделов
Всег Теори Практи
о
я
ка
Раздел 1. Основы туристской деятельности.
Туристские путешествия, история
1
1
развития туризма.
Понятие «туризм». Виды и формы
2
2
туризма
Комплектование
группы
и
распределение
обязанностей
в
2
2
походе.
Кодекс путешественника.
2
2
Классификация походов. Правила
2
2
оформления и регистрации в МКК.
Обеспечение
безопасности
в
туристском
походе,
на
4
2
2
тренировочных занятиях.
Укладка
рюкзака.
Установка
4
4
палатки.
Личное и групповое туристское
4
2
2
снаряжение и его назначение.
Организация туристского быта и
6
2
4
бивуачных работ.

1.1
Подготовка к походу, путешествию.
4
0
1.1 Здоровьесбережение и питание в
6
1 полевых условиях.
1.1 Тактические правила движения в
6
2 походе.
1.1 Виды естественных препятствий в
4
3 походе, их классификация.
1.1 Костры и их виды. Технология и
6
4 способы разведения костров.
Итого по изучаемому разделу:
53
Раздел 2. Краеведение.
2.1 Малая Родина – часть России.
2
2.2 Школьное краеведение.
2
Правила поведения и культуры
2.3 общения
в
культурно4
просветительных учреждениях.
2.4 Научно-исследовательская работа.
7
Итого по изучаемому разделу:
15
9

-

4

2

4

2

4

2

2

2

4

23

30

2
2

-

2

2

2
8

5
7

Форма
контроля

Раздел 3. Горнолыжная подготовка.
и
инвентарь
2
1

Снаряжение
горнолыжника.
Правила поведения на склоне. Меры
3.2
2
1
безопасности.
Элементарные приемы горнолыжной
3.3
5
1
техники.
Повороты, выполняемые упорной
3.4 техникой
(в
“плуге”,
4
1
соскальзыванием, из упора).
Коньковая техника (шаг-поворот,
3.5
4
1
коньковый поворот).
3.6 Подготовка склона.
8
Итого по изучаемому разделу:
25
5
Раздел 4. Лыжный туризм.
4.1 История лыжного туризма.
2
2
Личное снаряжение лыжника.
4.2
2
2
Лыжный инвентарь.
Групповое снаряжение в лыжном
4.3
2
2
походе.
Безопасность проведения лыжных
4.4
2
2
походов.
4.5 Освоение стойки лыжника.
2
Способы преодоления подъемов на
4.6
4
1
лыжах.
4.7 Техника спуска.
5
1
4.8 Способы торможения.
4
1
Основы техники передвижения на
4.9
4
2
лыжах.
4.1 Основные
элементы
техники
4
2
0 передвижения на лыжах.
4.1 Классические лыжные ходы.
5
1
1
4.1 Коньковый ход.
4
2
Итого по изучаемому разделу:
40
16
Раздел 5. Медицина.
5.1 Вводное.
2
2
5.2 Медицинская аптечка.
2
1
ОРЗ
и
другие
простудные
5.3
1
1
заболевания.
Ожоги,
обморожения,
5.4
2
2
переохлаждение.
5.5 Мозоли и потертости, опрелости.
1
1
5.6 Отравления и желудочно-кишечные
1
1
3.1

10

1
1
4
3
3
8
20
2
3
4
3
2
2
4
4
24
1
-

заболевания.
5.7 Ушибы, растяжения.
3
2
1
Итого по изучаемому разделу:
12
10
2
Раздел 6. Элементы школы выживания.
6.1 Задачи выживания.
4
2
2
Основы
безопасности
6.2
2
2
жизнедеятельности человека.
6.3 Сигналы бедствия.
2
1
1
6.4 Ночлег.
2
1
1
6.5 Природная аптечка.
2
2
6.6 ЧС техногенного характера
6
3
3
Итого по изучаемому разделу:
18
11
7
Раздел 7. Топография и ориентирование.
7.1 Введение.
1
1
Понятие о топографической и
7.2
2
1
1
спортивной карте.
7.3 Условные знаки.
4
1
3
7.4 Ориентирование на местности.
4
1
3
7.5 Экипировка ориентировщика.
1
1
7.6 Компас, работа с компасом.
4
1
3
7.7 Виды спортивного ориентирования.
2
2
Действия в случае потери
7.8
3
1
2
ориентировки.
Итого по изучаемому разделу:
21
9
12
Раздел 8. Экология.
8.1 Введение в экологию.
1
1
8.2 Наша планета – Земля.
1
1
8.3 Объекты живой и неживой природы.
6
2
4
8.4 Байкал – жемчужина природы.
3
2
1
8.5 Основы исследовательской работы.
3
2
1
Итого по изучаемому разделу:
14
8
6
Раздел 9. Специальная подготовка по туристскому многоборью поисковоспасательным работам (комбинированный туризм).
9.1 Специальное личное снаряжение.
2
2
9.2 Узлы.
6
2
4
Правила соревнований по
9.3 пешеходному туристскому
2
2
многоборью.
9.4 Личное прохождение этапов.
4
4
9.5 Командное прохождение этапов.
4
4
Итого по изучаемому разделу:
18
4
14
Итого по программе I года:
216
94
122

11

2.2. II год обучения
№
п/п

Наименование темы
Личное и групповое туристское снаряжение.
1
Правила хранения и уход за ним.
Привалы и ночлеги. Организация бивуаков.
2
Выбор места для ночлега.
Планирование и организация туристских
3
маршрутов.
Подбор, хранение, транспортировка и учет
4
продуктов при организации питания на
маршруте.
Правила соревнований по Поисково5
спасательным работам
6
Личное прохождение этапов.
7
Узлы.
ИТОГО за Сентябрь
История Школы туристско-экологического
1
образования.
2
Поисково-исследовательская работа.
3
ОФП
Транспортировка пострадавшего на этапах
4
туристского многоборья, Поисковоспасательных работ.
5
История БАМа
ИТОГО за Октябрь
1
Судейство соревнований.
2
Тактическая подготовка.
3
Общая физическая подготовка
4
Правила пользования подъемником.
Элементы техники параллельных лыж
5
(повороты, элементы слалома).
6
Подготовка склона.
ИТОГО за Ноябрь
1
ОФП
Основы техники спусков и поворотов в
2
движении.
3
Ночлег в палатке с печкой в лесной зоне
4 История заселения Северобайкальского района
12

Количество часов
Всего Теория Практика
4

2

2

6

2

4

4

2

2

4

2

2

2
4
4
28

2
0
2
12

0
4
2
16

2
2
8

1
1
2

1
1
6

4
4
20
2
1
8
3

1
2
7
2
1
0
1

3
2
13
0
0
8
2

3
4
21
8

1
5
0

2
4
16
8

4
8
6

1
2
2

3
6
4

ИТОГО за Декабрь
Техника преодоления естественных препятствий
1
в лыжном походе.
2
ОФП.
Совершенствование техники поворотов и
3
спусков на некрутых склонах.
ИТОГО за Январь
1
Вывихи, переломы.
Ранения колющими и режущими предметами.
2
Кровотечения.
Факторы, обеспечивающие выживание.
3
Определение времени.
4
Подача сигналов.
5
Организация ночлега.
Тепловой удар, солнечный удар. Черепно6
мозговая травма (сотрясение мозга).
Засорение глаз, снежная слепота. Опасности,
7
травмы и заболевания связанные с дикими
животными и ядовитыми растениями.
8 ОФП.
ИТОГО за Февраль
1
Способы ориентирования.
Правила соревнований по Спортивному
2
Ориентированию.
3 Виды спортивного ориентирования.
4
Тактика в спортивном ориентировании.
Экологическая литература. Роль неживой
5
природы в жизни живого.
Совершенствование техники поворотов на
6
параллельных лыжах
7
Тропление лыжни.
8 ОФП.
ИТОГО за Март
1
Объекты неживой природы.
2
Объекты живой природы.
3
Измерение расстояний.
Учимся распознавать растения и животных
4
ближайшего природного окружения.
Обязанности участников группы в походе по
5
должностям и их функции.
13

26

5

21

8
8

4
2

4
6

5
21
3

1
7
1

4
14
2

4

2

2

2
1
2

2
-

1
2

3

2

1

3
10
28
3

2
1
10
1

1
9
18
2

1
2
1

1
1
1

0
1
0

2

2

0

5
4
8
26
1
1
2

1
2
0
9
1
1

4
2
8
17
1
1

3

1

2

4

2

2

Командное прохождение этапов.
Самонаведение этапов.
Действия по выживанию. Определение
8
местонахождения. Выбор пути следования в
аварийной и чрезвычайной ситуации.
9
Определение времени.
ИТОГО за Апрель
Тактика движения и техника преодоления
1
естественных препятствий в походах.
Обеспечение безопасности в туристском походе,
2
на тренировочных занятиях.
Правила пользования газовыми и бензиновыми
3
горелками. Костровое хозяйство. Разведение
костров в экстремальных условиях.
Оформление и зачет путешествия.
4
Классификация туристских маршрутов.
Подведение итогов туристского похода.
5
Методы исследования.
6
История БАМа
ИТОГО за Май
ИТОГО часов за учебный год
6
7

4
4

-

4
4

4
1
24

2
1
8

2
16

6

2

4

2

2

-

4

2

2

4
2
4
22
216

2
2
2
12
75

2
2
10
141

2.3. III год обучения
Количество часов
№
п/п
Наименование темы
Всего Теория Практика
1 Ночлеги в палатках, бивуачное снаряжения.
12
2
10
Особенности организации питания в разных
2
видах туризма.
6
2
4
Обеспечение безопасности в туристском
3
походе, на тренировочных занятиях.
3
3
Тактические и технические приемы
4
преодоления препятствий в походе.
6
2
4
ИТОГО за Сентябрь
27
9
18
Ремонт, усовершенствование и изготовление
1
туристского личного и группового снаряжения.
6
2
4
2 Особенности других видов туризма.
6
2
4
3 Паспортизация туристских маршрутов.
2
2
4 Краеведческие должности.
2
2
5 Источники изучения истории края.
4
4
14

6 Подготовка склона.
ИТОГО за Октябрь
1 Экскурсия в музей с. Холодное.
Экскурсия на мыс Лударь «Курыканские
2
городища».
Спуски при разном состоянии снега и трассы на
3
склонах различного рельефа.
Транспортировка пострадавшего подручными
4
средствами на крутых склонах.
ИТОГО за Ноябрь
1 Ночлег под заслоном с костром «нодья».
2 Бивачные сооружения из снега в безлесье.
3 Преодоление препятствий на лыжах.
ИТОГО за Декабрь
1 Опасности зимнего маршрута.
2 Острая сосудистая недостаточность, обмороки.
3 Судороги.
4 Сердечно-легочная реанимация.
Опасности, травмы и заболевания со
5 специфическими условиями путешествий в
горах и на воде.
6 Нормативные документы по туризму.
7 Ремонт лыж.
ИТОГО за Январь
1 Действия по выживанию.
2 Определение местонахождения и времени.
3 Организация ночлега.
Обеспечение безопасности в спортивном
4
ориентировании.
5 Работа с легендами.
6 Тактика лыжного похода.
ИТОГО за Февраль
1 Соревнования по ориентированию.
2 Охрана и защита.
3 Экология и жизнь.
Загрязнения окружающей среды и здоровье
4
человека.
Влияние природных факторов на здоровье
5
человека.
15

8

0
28

8
12

16

4

-

4

4

-

4

8

2

6

8

2

6

24

4

20

8
10
6
24
4
2
1
3

2
2
2

6
8
4

1
1
1

1
2

2
4
6

2
2
2

2
4

6
2

22

18
2

11

11

2
2
2

2
2
-

2

1
4
6

1
1
2

3
4

17

8
2

9
6

8
1
3

1
1

2

8

2

6

2

1

1

Транспортировка пострадавшего на этапах
6 туристского многоборья, поисковоспасательных работ.
ИТОГО за Март
1 Календарь экологических дат.
Правила соревнований по пешеходному
2
туристскому многоборью.
Правила соревнований по поисково–
3
спасательным работам
Личное прохождение этапов. Прохождение
4
этапов в связках.
5 Командное прохождение этапов.
ИТОГО за Апрель
1 Судейство соревнований.
2 Тактическая подготовка.
3 Решение ситуационных задач.
ИТОГО за Май
ИТОГО часов за учебный год

6

2
28

4
9
1

2

19
1

2

2

-

2

2

-

8
8

2
2

6
6

22
6
8
10
24
216

9
2
4
4

13
4
4
6

10
78

14
138

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы:
Занятия на каждом этапе обучения строятся последующей схеме:
подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.
Основные методы работы с обучающимися:
- словесный (устное изложение материала)
- иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов)
- репродуктивный (практическое изучение материала по образцу
педагога)
Методы обучения по источнику знаний:
- объяснительно-наглядный (репродуктивный);
- словесный метод

- донести до обучающихся эмоциональный

характер танца задача непростая, поэтому через объяснения, беседы
имеется возможность сообщить большое количество материала.
16

- практический метод - источником знания является практическая
деятельность

обучающихся

в

активной

работе

над

техникой,

которая позволяет развивать профессиональные навыки, в проученных
движениях, а в дальнейшем.
Основные формы работы с обучающимися по количественному
составу:
- индивидуальная;
- по подгруппам;
- групповая;
- фронтальная.
3.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия
необходимые для реализации программы в течение всего периода:
- помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами СанПиН;
- компьютер;
- проектор;
- доска магнитная;
- туристское снаряжение.
Методическое обеспечение

программы содержит

необходимые

информационные ресурсы для ведения качественного образовательного
процесса и представлено в виде фоно- и видео – медиатеки, тематической
литературы,

методических

разработок

занятий,

фотоальбомов.

Методическое обеспечение программы регулярно пополняется.
Финансовое обеспечение программы
Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся
Общие правила техники безопасности:
В объединение (О) допускаются обучающиеся ознакомившиеся и
выполняющие требования техники безопасности;
Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать
руководителю О и не приступать к занятиям до устранения их нарушений.
17

До и после занятий необходимо проветривать помещение.
Бережно относиться к имуществу Центра.
В Центре находиться в сменной обуви, без головного убора.
3.3. Список литературы
1. ФЗ от 29.2012г. № 273 – РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства образовании и науки РФ от 29.08.2013г № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
3. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М. 2000
Кислов Е.В. Памятники природы Северобайкальского района. БНЦ СО
РАН. Улан-Удэ. 2001
5.
Куликов В. Топография и ориентирование в туристском путешествии.
ЦДЮТИК. Москва. 2001
6.
Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. М. ФИС. 2003
7.
Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных
ситуациях в зимних условиях. М. 2006
8.
Молодова Л.И. Игровые экологические занятия с детьми.
9.
Курилова В.И. Туризм. Просвещение. 2003
10. Правила организации и проведения туристских походов со
школьниками. Брошюра Центра детско-юношеского туризма и
краеведения.
11. Рыжавский Г.Я. Биваки. Москва. ЦДЮТИК. 2004
12. Болшая энциклопедия выживания. М. «ЭКСМО». 2002
13. Частухина С. Дикие растения. Есть вкусненькое? Иркутск. 2004
14. Чижова В.П. Школа природы. Всемирный фонд дикой природы.
Москва. 2000
15. Никонова М.А., Краеведение/ М.А. Никонова - Изд. Центр
«Академия», 2009г.
16. Кисилева Н.К., Любимый северный край/ Н.К. Кисилева – изд. ОАО
«Республиканская типография», 2006г.
17. Иметков А.Б. Атлас Республики Бурятия/ А.Б. Иметков – федеральная
служба геодезии и картографии России, 2002г.
18. Марьясов Е.А., Мошкина М.П., Мисюркеева К.Н, Судакова С.Г.,
Марьясова А.Е., Ковалев Д.Н., Коптева И.А., Шелихова А.Е., Школа у
Байкала – ШТЭО, 2005г.
19. Куликов В.М., Школьный туризм/ В.М. Куликов
20. Строев К.Ф., Краеведение/ К.Ф. Строев – 2 изд. «Просвещение» - М.:
1974г.
21. Кислов Е.В., Памятники природы Северобайкальского района/ Е.В.
Кислов – БНЦ СО РАН – У.У., 2001г.
4.

18

Учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего
школьного
возраста
«Байкальский
сундучок»
Бурятский
госуниверситет, 2012г.
23. Частухина С., Дикие растения. Есть вкусненькое? / С. Частухина –
Иркутск,2004г.
24. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды
животных – 2е изд., перераб. и доп. – Улан-Удэ, 2005 – 328с.
25. Галадай Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Мысль, 2004г. –
304с.
26. Алексеев С.В. Экология: учебное пособие для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс,
2000. – 240 с.
22.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».