1 Управление образования администрации Муниципального образования «город Северобайкальск» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ТУРИСТСКО- ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Утверждаю И.о. директора МАОУ ДО «ШТЭО» ___________ А.Е. Мусаев «____»_______________ 20___ г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Водный туризм» Направленность: туристско-краеведческая Возраст учащихся: 9-17 лет Срок реализации: 1 год Составители: Екимов С.Г., педагог дополнительного образования г. Северобайкальск, 2023 год 2 Паспорт программы Название программы Ф.И.О. автора, где и кем работает Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Туристско-краеведческой направленности «Водный туризм» Екимов С.Г., педагог дополнительного образования МАОУ ДО «ШТЭО» База эксперимента МАОУ ДО «ШТЭО». г. Северобайкальск Направленность образовательной деятельности Туристско-краеведческая Цель программы Тип программы формирование здорового образа жизни через привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и парусным спортом Модифицированный Продолжительность обучения 1 год Возраст учащихся 9-17 лет Форма проведения занятий Групповая Режим занятий 1 год обучения: 1 подгруппа– 3 раза в неделю по 3 часа 2 подгруппа – 3 раза в неделю по 3 часа Форма организации итоговых занятий Участие в регате Количество детей в группах 20 3 I Пояснительная записка Парусный спорт является универсальным средством физического, личностного и культурного воспитания людей всех возрастных групп, начиная с детского возраста. Высокий оздоровительный эффект занятий связан с особенностями их проведения и направленностью физической нагрузки. Занятия проводятся на свежем воздухе, в живописных местах, что создает положительный эмоциональный фон, благоприятные условия для снятия стресса, способствует повышению умственной и физической работоспособности. Помимо тренировочного процесса, парусный спорт располагает широким спектром доступных зрелищных дисциплин, привлекательных для детей и взрослых. Данная программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ «О физической культуре и спорте Российской Федерации», Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Ф едерации, утвержденных Министром спорта Российской Федерации 12.05.2014 г., приказом от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, регистрационный N 31522), Единой всероссийской спортивной классификацией (ЕВСК), Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта парусный спорт (Приказ Минспорта РФ от 30.08.2013 N 696), правилами соревнований по парусному спорту. Основные цели программы: - формирование здорового образа жизни через привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и парусным спортом; - реализация тренировочного процесса на этапе начальной подготовки, тренировочном этапе (этап спортивной специализации), этапе совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства; - всестороннее развитие физических, интеллектуальных и волевых качеств спортсменов Программный материал предполагает решение следующих задач: - удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом; - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, закаливания организма и разносторонней физической подготовки, профессиональной ориентации и самоопределения детей и подростков, адаптации их к жизни в обществе; - обеспечение качественной спортивной ориентации, отбора и углубленной специализации в избранном виде спорта; - создание предпосылок и обеспечения в освоении различных по объему и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок; - достижение определенного спортивного результата; - подготовка спортивного резерва; - зачисление в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Задачи различаются в зависимости от этапа подготовки. Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится решением педагога дополнительного образования по водному туризму на основании стажа занятий, выполнения нормативных показателей по общей и специальной физической подготовке. В соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность учреждений дополнительного образования детей, определены следующие разделы настоящей программы: пояснительная записка, нормативная часть, методическая часть, система контроля и зачетные требования, информационное обеспечение. В разделах содержится учебный материал по теоретической подготовке, общей и специальной физической подготовке, технико-тактической подготовке, психологической подготовке, соревновательной подготовке, контрольно-переводным требованиям, воспитательной работе, восстановительным мероприятиям, медико-биологическому контролю, инструкторской и судейской практике. 4 Используется передовой отечественный и зарубежный опыт подготовки юных яхтсменов, практические рекомендации возрастной спортивной физиологии, гигиене и психологии. Программа по парусному спорту предназначена для подготовки яхтсменов в группах начальной подготовки (НП). Перевод занимающихся в следующие группы обучения и увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливаются стажем занятий, выполнением спортсменами контрольных нормативов по ОФП и СП, состоянием здоровья, уровнем спортивных результатов. Подготовка спортсменов проводится в следующих классах яхт: Олимпийские классы: Лазер, Лазер-Радиал. Международные: Оптимист, Лазер-4,7, Кадет. Национальные: Луч-мини, Луч-радиал, Луч. Краткая характеристика вида спорта Парусный спорт - олимпийский вид спорта, подготовка спортсмена в котором требует, наряду с общепринятыми формами спортивной тренировки, усвоения значительного объема теоретических знаний, необходимых для успешного управления спортивным парусным судном и умения использовать условия внешней среды с максимальной, для достижения спортивного результата, эффективностью. Парусный спорт является сложным по координации действий и движений видом спортивной деятельности. Отличительной особенностью подготовки спортсмена в данном виде спорта является необходимость обучения его умению одновременно находить эффективные решения сразу по нескольким факторам, составляющим условия успешного соперничества в парусной гонке: достижение максимальной, для данных условий, скорости яхты за счет эффективного управления парусами и техники ведения яхты, четкой координации действий и использования физических качеств членов экипажа; выбор оптимального курса направления движения яхты, исходя из фактического состояния водной и воздушной среды; прогнозирование возможного изменения условий внешней среды (силы и направления ветра, течения, волнения), на его основе планирование последующих действий; оценка и прогнозирование действий соперников; реакция на изменение внешних условий гонки, включая выбор нового курса, изменение настройки яхты, техники управления, действий членов экипажа. Для успешного освоения всего комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня подготовки в современном парусном спорте, все большее значение приобретает формирование и развитие специальных личностных качеств спортсмена. Организация тренировочного процесса Порядок организации тренировочного процесса МАОУ ДО «ШТЭО» Северобайкальск, секция парусного спорта обеспечивает непрерывный тренировочный процесс в течение календарного года при проведении групповых занятий по программам спортивной подготовки. Сроки начала и окончания тренировочного процесса (спортивного сезона) определяются с учетом сроков проведения официальных спортивных мероприятий, в которых планируется участие занимающихся. Физические нагрузки в отношении лиц, проходящих спортивную подготовку, назначаются тренером-преподавателем (тренером), с учетом возраста, пола и состояния здоровья в соответствии с нормативами физической подготовки и иными спортивными нормативами, предусмотренными федеральными стандартами спортивной подготовки по парусному спорту. Формы организации тренировочного процесса Основными формами организации тренировочного процесса в секции парусного спорта являются: - тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с учетом возрастных и гендерных особенностей занимающихся; 5 - индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно тренировочным (учебному) планам с одним или несколькими занимающимися, объединенными для подготовки к выступлению на спортивных соревнованиях; - самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам спортивной подготовки; - тренировочные сборы; - участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях; - инструкторская и судейская практика; - медико-восстановительные мероприятия; - тестирование, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся. Режим и расписание тренировочных занятий Под расписанием тренировочных занятий (тренировок) в секции парусного спорта МАОУ ДО ШТЭО, еженедельный график проведения занятий по этапам (группам) подготовки, утвержденный директором и размещаемый на информационном стенде. Расписание тренировочных занятий (тренировок) утверждается после согласования с педагогом дополнительного образования по водному туризму, в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха спортсменов, с учетом их обучения в образовательных организациях. При составлении расписания тренировочных занятий (тренировок) продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается в академических часах с учетом возрастных особенностей и этапа подготовки занимающихся следующей продолжительности. Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. В зависимости от периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с учебно-тренировочных групп третьего года обучения, недельная учебно-тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах общегодового учебного плана, определенного в данной учебной группе. Направленность программы, форма организации. Программа имеет туристско-краеведческую направленность, основной целью которой является развитие познавательных, навыков, обучающихся в области водного туризма, в том числе по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечению обучающихся к социальным по охране природы, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа. Форма организации – групповая. Количество учебных часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, рассчитанной на 1 год обучения – 324; количество учебных часов в неделю – 9. Режим занятий. - число занятий в неделю – 2-4; 1-2 похода или занятия на местности в месяц; - число и продолжительность занятий в день – 2-4 по 45 минут; занятия на местности или поход до 8 часов. Учебно-тренировочная работа в туристском объединении проводится на основе годовых планов и графиков, составленных с учетом местных условий. Формы и методы учебной работы. Основные виды деятельности: - теоретические занятия-лекции; - практические занятия (подача нового материала, закрепление теории, домашние задания, комплексы физических упражнений и др.); - учебно-тренировочные семинары, походы выходного дня, степенные походы - соединение теории с практикой; - участие в туристских соревнованиях. Правильно поставленный учет дает возможность руководителю определить недостатки в учебно-тренировочной работе и наметить пути и способы их устранения. 6 Учет работы объединения ведется в специальном журнале, который является отчетным и финансовым документом. В журнале содержится практически вся информация о туристском объединении и его деятельности. Формы проведения занятий: занятия носят преимущественно практический характер (экскурсии, олимпиады, игры, конкурсы, походы выходного дня, соревнования, подготовка и участие в конференциях), лишь небольшая часть проводится в форме лекций, игр, бесед с применением презентаций. Практическая работа прививает и закрепляет навыки, заложенные теоретическими занятиями, проводятся преимущественно, на местности. Развивающее обучение пробуждает у детей интерес к различным областям знания, дает возможность овладеть сразу несколькими специальностями, что в будущем, вызывает желание учиться всю жизнь. Настоящая программа может быть изменена в сторону более углубленного изучения отдельных разделов с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей обучающихся, а также природно-климатических и погодных условий. Прогнозируемые результаты освоения программы: По итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Водный туризм – 9», получают званий «Юный рулевой». Обучающиеся должны знать: - требования техники безопасности на воде; - общие подходы к организации и проведению сплавов, регат; - способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы, и средства оказания первой доврачебной помощи; - перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним; - правила приготовления пищи; - нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе; - правила общения в походе; Обучающиеся должны уметь: - применять указанные знания на практике; - ориентироваться на местности при помощи карты и компаса; - выполнять общие обязанности участника похода. - выполнять все операции походного быта; - участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма; - самостоятельно ориентироваться на местности; Формы выявления, фиксации и предъявления результатов Формы выявления результатов Беседа, опрос, наблюдение. Конференции Конкурсы, соревнования. Походы. Формы фиксации результатов Грамоты, дипломы. Готовые работы. Тестирование Журнал. Формы предъявления результатов Праздники, конкурсы, контрольные работы, соревнования. Походы. Конференции. Контрольные мероприятия: - участие в регатах; - туристские походы выходного дня; - участие в спортивных походах (степенные, категорийные); - участие в олимпиаде по Байкаловедению; - участие в традиционном восхождении на гору Ленинградская, посвященное Дню победы; - участие в традиционном лыжном переходе, посвященному Дню защитника Отечества; - участие в соревнованиях по спортивному ориентированию; - участие в соревнованиях по горнолыжному спорту; - участие в соревнованиях по скалолазанию; - участие в акции «Байкальский берег – территория чистоты»; - участие в туриадах; 7 - внутри школьный туристский слет; Распределение учебной нагрузки, согласно разделам программы Наименование раздела Раздел 1.Основы парусного спорта. Раздел 2. Такелажное дело. ОФП. Раздел 3. Туризм Раздел 4. Топография и Ориентирование. Раздел 5. Гигиена, медицина. Раздел 6. Устройства яхты. Судовые и ремонтные работы. Раздел 7. Безопасность на воде. Практические занятия на воде. Раздел 8. Метеорология. Кораблевождение. Навигация. Раздел 9. Регаты. Раздел 10. Подготовка. Сдача норматива «Юный рулевой» Итого по программе I года обучения 8 Всего 13 123 36 16 16 Количество часов Теория Практика 1 12 1 122 6 30 4 12 4 12 12 5 7 64 13 51 12 1 11 12 1 11 20 12 8 324 48 276 Календарный учебно-тематический план рабочей программы «Водный туризм-9» на 2022-2023 учебный год № п/п Дата проведения занятий Количество часов Всего Теория Практика 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - Краткий очерк развития парусного спорта в России. 1.1 Зарождение парусного спорта. Олимпийское движение в парусном спорте. Участие российских яхтсменов в олимпийских парусных регатах. Современный парусный спорт - организация, виды соревнований, дальние спортивные плавания, роль парусного спорта в процессе воспитания подрастающего поколения. Морские и парусные традиции. Парусный спорт и экология. 1.2 1.3 1.4 Тема занятия Сентябрь История местного яхт-клуба, знаменитые члены яхт-клуба; правила поведения и внутренний распорядок яхт-клуба. 1.5 ОФП, Такелажное дело 4 - 4 1.6 ОФП, Такелажное дело 4 - 4 1.7 ОФП, Такелажное дело 4 - 4 1.8 ОФП, Такелажное дело 4 - 4 1.9 Скалолазание. Вид туризма. 8 1 7 9 Форма занятия Лекция Игры, лекционнопрактическая Игры, лекционнопрактическая Игры, лекционнопрактическая Игры, лекционнопрактическая Форма контроля Примечание 2.1 2.2 2.3 2.4 Переломы. Вывихи. Итого за месяц: Устройство яхты. Устройство яхты. Устройство яхты. Устройство яхты. 4 32 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 3 26 - 2.5 ОФП, Такелажное дело 4 - 4 ОФП, Такелажное дело 4 - 4 2.7 ОФП, Такелажное дело 4 - 4 2.8 ОФП, Такелажное дело 4 - 4 2.9 ПВД. 8 - 8 2.10 Мозоли. Потертости. 2 - 2 2.11 Основы топографии и ориентирования. Карта. Компас. 8 1 7 3.1 3.2 3.3 3.4 Итого за месяц: Метеорология Кораблевождение Понятие о ветре Народные приметы о погоде 38 1 1 1 1 5 1 1 1 1 33 - 1.10 2.6 Октябрь ОФП, Такелажное дело 4 - 4 3.6 ОФП, Такелажное дело 4 - 4 3.7 ОФП, Такелажное дело 4 - 4 3.5 Ноябрь 10 Лекционное Игры, лекционнопрактическая Игры, лекционнопрактическая Игры, лекционнопрактическая Игры, лекционнопрактическая Практические занятия Практические занятия Лекционнопрактические занятия Лекционное Игры, лекционнопрактическая Игры, лекционнопрактическая Игры, лекционно- 3.8 ОФП, Такелажное дело 4 - 4 3.9 Рюкзак. Уход, ремонт, укладка. 4 - 4 3.10 Медицинская аптечка. Природная аптечка. 4 - 4 4.1 4.2 4.3 4.4 Итого за месяц: Правила парусных гонок Основные типы дистанции гонок Стартовая процедура Правила приоритета 28 1 1 1 1 4 1 1 1 1 24 - 4.5 ОФП, Такелажное дело 4 - 4 ОФП, Такелажное дело 4 - 4 4.7 ОФП, Такелажное дело 4 - 4 4.8 ОФП, Такелажное дело 4 - 4 4.9 4.10 Голова. Травмы головы. Первая помощь. Зимний туризм. Разновидности зимнего туризма Итого за месяц: Основные элементы техники передвижения на лыжах. Коньковый ход. Туризм. Виды туризма. Ожоги, обморожения, переохлаждение. ОФП, Такелажное дело 2 10 32 1 1 1 1 2 6 1 1 1 1 2 8 26 - 4 - 4 4 - 4 4.6 5.1 5.2 5.3 5.4 Декабрь Март 5.5 5.6 ОФП, Такелажное дело 11 практическая Игры, лекционнопрактическая Практические занятия. Игры. Игры. Практические занятия. Лекционное Игры, лекционнопрактическая Игры, лекционнопрактическая Игры, лекционнопрактическая Игры, лекционнопрактическая Лекционное Игры, лекционнопрактическая Игры, ОФП, Такелажное дело 5.7 4 - 4 4 - 4 20 1 1 4 3 4 4 4 4 25 1 1 1 1 4 4 4 4 1 1 2 4 1 1 1 1 - 16 4 1 4 4 4 4 21 4 4 4 4 - 4 3 - 3 23 4 4 1 19 3 ОФП, Такелажное дело 5.8 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 Апрель Май 7.8 Итого за месяц: Теория такелажного дела. Экипировка яхтсмена Привалы. Ночлеги. Биваки. Заболевания ЖКТ. Отравления. ОФП, Такелажное дело ОФП, Такелажное дело ОФП, Такелажное дело ОФП, Такелажное дело Итого за месяц: Судовые и ремонтные работы Техника безопасности работы в мастерской Косметический ремонт Уход за парусами ОФП, Такелажное дело ОФП, Такелажное дело ОФП, Такелажное дело ОФП, Такелажное дело Выбор маршрута. Распределение обязанностей. 7.9 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 Июнь Итого за месяц: Практические занятия на воде Вооружение яхты Правильная посадка. Движение по курсу Причаливание к понтону Выполнение поворотов 4 4 4 4 12 1 1 1 1 3 3 3 3 лекционнопрактическая Игры, лекционнопрактическая Игры, лекционнопрактическая Лекционное Практическое Лекционное/ практическое Лекционное/ практическое Лекционное/ практическое Лекционное/ практическое Игры. Практические занятия, тренинг. Лекционное/ практическое Лекционное/ практическое 8.6 8.7 8.8 8.9 4 1 3 ОФП, Такелажное дело 4 1 3 Раскладка галсов на лавировке 4 1 3 Техника огибания знаков 4 1 3 Итого за месяц: Правила парусных гонок Навигационная обстановка Опасные зоны плавания Порядок выхода и захода в гавань Понятия левый/правый галс 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 Прохождение дистанции Июль 9.6 9.7 9.8 36 4 9 1 Лекционное/ практическое Лекционное/ практическое Лекционное/ практическое Лекционное/ практическое 27 3 Обучение плаванию 4 4 4 4 4 1 1 1 1 1 3 3 3 3 3 Хождение задним ходом 4 1 3 Парусная регата 4 1 3 Крейсерский поход Ориентирование на местности. Соревнование. 8 8 3 8 5 Лекционное/ практическое Лекционное/ практическое Лекционное/ практическое Поход Лекционнопрактическо е занятия. 9.10 Итого за месяц: Практические занятия на воде 10.1 10.5 10.6 10.7 11 37 4 - 4 4 - 4 4 - 4 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 Практические занятия на воде 10.3 10.4 48 Практические занятия на воде 10.2 Август Подготовка к сдаче норматива «Юный рулевой» Подготовка к сдаче норматива «Юный рулевой» Подготовка к сдаче норматива «Юный рулевой» Подготовка к сдаче норматива «Юный рулевой» 13 Лекционное/ практическое лекционнопрактическая лекционнопрактическая лекционнопрактическая лекционнопрактическая лекционнопрактическая лекционнопрактическая лекционно- 10.8 Сдача итоговых экзаменов Итого за месяц: Итого по программе I года обучения: 4 4 2 32 324 12 48 22 276 14 практическая лекционнопрактическая 3. Методическое обеспечение Основное содержание учебного процесса включает в себя материал по начальной туристской подготовке, топографии, краеведению, доврачебной медицинской помощи, занимательной экологии. Полученные теоретические знания, закрепляются на практике. Теория предмета изучается в учебном кабинете, практика – во время походов, тренировок в тренировочном кабинете туризма. Оснащение кабинета: компьютер, проектор, доска, тренажер ПТС. Предпочтение отдается активным формам обучения: походы выходного дня, экскурсии, соревнования, игры и др. мероприятия. Для проведения учебно-познавательных мероприятий во время отдыха, теоретических и практических занятий накоплен разнообразный дидактический материал: - разработки игр, викторин, конкурсов, походов экскурсий; - гербарии, живые объекты; - оформленные стенды, таблицы, схемы, рисунки, плакаты - слайды, фотоматериалы, видеозаписи - карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для письменного или устного опроса, тесты; - учебные пособия – журналы, книги. Для организации походов имеется индивидуальное, групповое и специальное снаряжение: рюкзаки, спальные мешки, коврики, палатки, веревки, карабины, костровые принадлежности, компасы, карты, ледорубы, кошки, палатка «Зима» с печкой. Литература в помощь учителю: 1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М., 2000 2. Кислов Е.В. Памятники природы Северобайкальского района. БНЦ СО РАН. Улан-Удэ. 2001; 3. Куликов В. Топография и ориентирование в туристском путешествии. ЦДЮТИК. Москва. 2001; 4. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. М. ФИС. 2003; 5. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях в зимних условиях. М. 2006; 6. Молодова Л.И. Игровые экологические занятия с детьми. 7. Курилова В.И. Туризм. Просвещение. 2003; 8. Правила организации и проведения туристских походов со школьниками. Брошюра Центра детско-юношеского туризма и краеведения. 9. Рыжавский Г.Я. Биваки. Москва. ЦДЮТИК. 2004; 10. Болшая энциклопедия выживания. М. «ЭКСМО». 2002; 11. Частухина С. Дикие растения. Есть вкусненькое? Иркутск. 2004; 12. Чижова В.П. Школа природы. Всемирный фонд дикой природы. Москва. 2000 13. Никонова М.А., Краеведение/ М.А. Никонова - Изд. Центр «Академия», 2009. 14. Кисилева Н.К., Любимый северный край/ Н.К. Кисилева – изд. ОАО «Республиканская типография», 2006г. 15. Иметков А.Б. Атлас Республики Бурятия/ А.Б. Иметков – федеральная служба геодезии и картографии России, 2002г. 16. Марьясов Е.А., Мошкина М.П., Мисюркеева К.Н, Судакова С.Г., Марьясова А.Е., Ковалев Д.Н., Коптева И.А., Шелихова А.Е., Школа у Байкала – ШТЭО, 2005г. 17. Куликов В.М., Школьный туризм/ В.М. Куликов 18. Строев К.Ф., Краеведение/ К.Ф. Строев – 2 изд. «Просвещение» - М.: 1974г. 19. Кислов Е.В., Памятники природы Северобайкальского района/ Е.В. Кислов – БНЦ СО РАН – У.У., 2001г. 15 20. Учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста «Байкальский сундучок» - Бурятский госуниверситет, 2012г. 21. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных – 2е изд., перераб. и доп. – Улан-Удэ, 2005 – 328с. 22. Галадай Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Мысль, 2004г. – 304с. Литература в помощь ученику: 1. Марьясов Е.А., Мошкина М.П., Мисюркеева К.Н, Судакова С.Г., Марьясова А.Е., Ковалев Д.Н., Коптева И.А., Шелихова А.Е., Школа у Байкала – ШТЭО, 2005 2. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. М. ФИС. 2003 3. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях в зимних условиях. М. 2006 4. Большая энциклопедия выживания. М. «ЭКСМО». 2002; 5. Кисилева Н.К., Любимый северный край/ Н.К. Кисилева – изд. ОАО «Республиканская типография», 2006г. 6. Иметков А.Б. Атлас Республики Бурятия/ А.Б. Иметков – федеральная служба геодезии и картографии России, 2002г. 7. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных – 2е изд., перераб. и доп. – Улан-Удэ, 2005 – 328с. Обучающие фильмы по следующим темам: 1. Ориентирование. 2. Горные лыжи основы техники. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Презентации, по следующим темам: Виды и формы туризма; Туристическое снаряжение; Личное и групповое снаряжения туриста; Туристический бивак. Организация бивачных работ; Мы идем в поход; Питание в походе; Классификация поход; Виды костров и их применение; История возникновения лыжного спорта; Техника лыжного хода; Личное снаряжение лыжника. Лыжный инвентарь; Медицинская аптечка. Первая помощь при ожогах и обморожениях; Мозоли и потертости; Ушибы и растяжения; Топографические и спортивные карты; Условные знаки; Компас. Работа с компасом. Узлы. Наглядные пособия: Байкальский сундучок. Атлас Республики Бурятия. Атлас Прибайкалья. Справочный гербарий Северобайкальского района. Топографические карты. Спортивные карты. 16 Список источников информации 1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М. 2000 2. Кислов Е.В. Памятники природы Северобайкальского района. БНЦ СО РАН. Улан-Удэ. 2001 3. Куликов В. Топография и ориентирование в туристском путешествии. ЦДЮТИК. Москва. 2001 4. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. М. ФИС. 2003 5. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях в зимних условиях. М. 2006 6. Молодова Л.И. Игровые экологические занятия с детьми. 7. Курилова В.И. Туризм. Просвещение. 2003 8. Правила организации и проведения туристских походов со школьниками. Брошюра Центра детско-юношеского туризма и краеведения. 9. Рыжавский Г.Я. Биваки. Москва. ЦДЮТИК. 2004 10. Болшая энциклопедия выживания. М. «ЭКСМО». 2002 11. Частухина С. Дикие растения. Есть вкусненькое? Иркутск. 2004 12. Чижова В.П. Школа природы. Всемирный фонд дикой природы. Москва. 2000 13. Никонова М.А., Краеведение/ М.А. Никонова - Изд. Центр «Академия», 2009г. 14. Кисилева Н.К., Любимый северный край/ Н.К. Кисилева – изд. ОАО «Республиканская типография», 2006г. 15. Иметков А.Б. Атлас Республики Бурятия/ А.Б. Иметков – федеральная служба геодезии и картографии России, 2002г. 16. Марьясов Е.А., Мошкина М.П., Мисюркеева К.Н, Судакова С.Г., Марьясова А.Е., Ковалев Д.Н., Коптева И.А., Шелихова А.Е., Школа у Байкала – ШТЭО, 2005г. 17. Куликов В.М., Школьный туризм/ В.М. Куликов 18. Строев К.Ф., Краеведение/ К.Ф. Строев – 2 изд. «Просвещение» - М.: 1974г. 19. Кислов Е.В., Памятники природы Северобайкальского района/ Е.В. Кислов – БНЦ СО РАН – У.У., 2001г. 20. Учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста «Байкальский сундучок» - Бурятский госуниверситет, 2012г. 21. Частухина С., Дикие растения. Есть вкусненькое?/ С. Частухина – Иркутск,2004г. 22. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных – 2е изд., перераб. и доп. – Улан-Удэ, 2005 – 328с. 23. Галадай Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Мысль, 2004г. – 304с. 24. Алексеев С.В. Экология: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 2000. – 240 с. Интернет ресурсы: 1. www.shool-Kraevedenie.narod 2. www.Mabutk.ru Академия детско-юношеского туризма 3. http://existclub.narod.ru/articles/vfmedicina.htm Медицина в туризме 4. http://medportal.ru/enc/infection/reading/42/ Простудные заболевания 5. https://health.mail.ru/disease/prostudnye_zabolevaniya/ Простудные заболевания 6. http://www.allsafety.ru/first_aid/burn.htm Термические ожоги 7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B6%D0%BE%D0%B3 Термические ожоги 8. http://www.activeclub.com.ua/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=9474 профилактика ожога 9. http://www.allsafety.ru/first_aid/supercooling.htm Переохлаждение 10. http://www.royalrangerscr.net/publ/turizm/gigiena/potertosti_oprelosti_mozoli_i_ikh_profilaktika/22-1-0-24 Потертости 11. http://www.salekhard.org/pervaya-meditsinskaya-pomosch/solnechniy-i-teplovoy-udari Тепловой и солнечный удары 12. http://www.medicinform.net/medhelp/medhelp7.htm Переломы 13. http://urteks.ru/articles23.html Кровотечения. 17