Дополнительная программа Школа безопасности 6

Управление образования администрации
Муниципального образования «город Северобайкальск»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ШКОЛА ТУРИСТСКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Утверждаю
И.о. директора МАОУ ДО «ШТЭО»
___________ А.Е. Мусаев
«____»_______________ 20___ г.

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Школа безопасности 6»
Направленность: туристско -краеведческая
Возраст учащихся: 12-17 лет
Срок реализации: 1 года
Составитель: Краснокутский И.И., педагог дополнительного образования

г. Северобайкальск, 2023 год

Паспорт программы
Название программы

Ф.И.О. автора, где и кем работает

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
туристско-краеведческой направленности
«Школа безопасности 6»»
Краснокутский И.И., педагог дополнительного
образования МАОУ ДО «ШТЭО»

База эксперимента

МАОУ ДО «ШТЭО» г. Северобайкальск

Направленность образовательной
деятельности

Туристско-краеведческая

Цель программы

Тип программы

сохранение и укрепление здоровья, улучшение
физической подготовленности и физического
развития через туристскую деятельность
Модифицированный

Продолжительность обучения

1 года

Возраст учащихся

12-17 лет

Форма проведения занятий

Групповая

Режим занятий

1 год обучения:
1 подгруппа– 3 раза в неделю по 2 часа

Форма организации итоговых
занятий

Участие в межрегиональных соревнованиях
«Школа безопасности»

Количество детей в группах

20

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа туристско-краеведческой направленности
разработана на основе программы М.И. Краймана «Юные туристы» на основании письма
Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2013 года, № 06-735 и в соответствии
с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей.
Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей
модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья
учащихся.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751, в
качестве одной из основных целей определены формирование здорового образа жизни и
развития детского и юношеского спорта.
Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека
является туризм. Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала
ХIХ века и обозначат экскурсию или путешествие.
Под школьным детско-юношеским туризмом понимается туристская деятельность
учащихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и
организуемая учреждением как дополнительное образование в целях обеспечения
педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.
Основным звеном проведения массовой туристской работы в МБОУ «Гимназия №
5» г. Cеверобайкальск остаются программы дополнительного образования, главная задача
которой - массовое вовлечение учащейся молодежи в занятия всеми видами туризма, в
туристско-краеведческое движение, воспитание в коллективах туристских объединений
социально-активных, высоконравственных, физически и технически подготовленных
воспитанников.
Байкальский регион считается одним из основных центров экологического туризма
в России. Центральным объектом притяжения туристов является Байкал, признанный
мировым сообществом как уникальный природный объект и пополнивший список
участков мирового наследия.
В отличие от Южного и Центрального Байкала, уже давно освоенного туристскими
потоками, Северный Байкал только начинает осваивать это направление, поэтому
немаловажное значение имеет подготовка кадров. Данная программа рассчитана для
учащихся 7-11 классов.
В процессе занятий воспитанникам предоставляется возможность получить и
развить навыки самореализации и самоуправления.
Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории
и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов обучающихся.
Новизна дополнительной образовательной программы основана на комплексном
подходе к подготовке подростков: уметь выживать в природных условиях, готовых к
принятию решений в экстремальных ситуациях, умеющих эффективно взаимодействовать
с окружающим миром.
Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии
очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного
совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и
исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для
укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.
Направленность программы туристско-краеведческая — направлена на
развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению
природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным
инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые

работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная,
туристско-спортивная и экспедиционная работа.
Цели программы: сохранение и укрепление здоровья, улучшение физической
подготовленности и физического развития через туристскую деятельность.
Задачи:
- формирование мотивации на регулярные занятия физической культурой и
спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков
здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной ответственности за
свое здоровье;
- обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики
спортивного туризма;
- создание эффективной системы подготовки учащихся для получения спортивных
разрядов по туризму;
- педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов уважения
к личности ее правам и свободе;
- формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное
совершенствование личности.
Данная программа рассчитана на 306 часов, для учащихся 7-11 классов.
Заниматься в объединении могут физически развитые учащиеся, отнесенные к
основной группе здоровья. В период комплектования объединения следует организовать
медицинский осмотр детей и получить на каждого члена группы медицинскую справку разрешение врача заниматься туризмом и спортивным ориентированием. Если у кого-то
имеются заболевания, следует проконсультироваться у врача на предмет допуска к
занятиям. Перед походом и спортивными соревнованиями каждый член группы должен
предоставить допуск врача.
В самом начале работы объединения необходимо провести инструктаж по
правилам поведения и соблюдения мер безопасности в период проведения занятий,
тренировок, походов и других мероприятий и сделать об этом запись в журнале учета
работы объединения.
Режим и организация работы туристского объединения. Программа обучения
рассчитана на 306 учебных часов: включая теоретические занятия, практические занятия в
помещении и на местности (учебном полигоне) (в т.ч. подготовку и проведение походов,
подведение их итогов, проведение и участие в соревнованиях различных уровней).
Учебно-тренировочная работа в туристском объединении проводится на основе
годовых планов и графиков, составленных с учетом местных условий.
Основные виды деятельности:
- теоретические занятия-лекции;
- практические занятия (подача нового материала, закрепление теории, домашние
задания, комплексы физических упражнений и др.);
- учебно-тренировочные семинары, походы выходного дня, степенные походы соединение теории с практикой;
- участие в соревнованиях.
Правильно поставленный учет дает возможность руководителю определить
недостатки в учебно-тренировочной работе и наметить пути и способы их устранения.
Учет работы объединения ведется в специальном журнале, который является
отчетным и финансовым документом. В журнале содержится практически вся
информация о туристском объединении и его деятельности.
Формы проведения занятий: занятия носят преимущественно практический
характер (экскурсии, олимпиады, игры, конкурсы, походы выходного дня, соревнования,
подготовка и участие в конференциях), лишь небольшая часть проводится в форме
лекций, игр, бесед с применением презентаций. Практическая работа прививает и
закрепляет
навыки,
заложенные
теоретическими
занятиями,
проводятся

преимущественно, на местности. Развивающее обучение пробуждает у детей интерес к
различным областям знания, дает возможность овладеть сразу несколькими
специальностями, что в будущем, вызывает желание учиться всю жизнь.
Настоящая программа может быть изменена в сторону более углубленного
изучения отдельных разделов с учетом индивидуальных особенностей, интересов и
способностей обучающихся, а также природно-климатических и погодных условий.
Ожидаемые результаты: приобретение учащимися знаний о природе, истории,
культуре родного края. Учащийся должен знать район, уметь ориентироваться в горнотаежной местности, уметь организовывать отдых на туристском маршруте при любых
погодных условиях, обеспечить безопасное прохождение маршрута, уметь оказать первую
помощь пострадавшему, овладеть навыками наблюдения за природными объектами,
явлениями природы, приобрести навыки жизни в полевых условиях.
Закончив обучение по данной программе, учащийся должен:
знать:
- требования техники безопасности в походе;
- общие подходы к организации и проведению походов;
- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства
оказания первой доврачебной помощи;
- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
- правила приготовления пищи;
- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;
- правила общения в походе;
уметь:
- применять указанные знания на практике;
- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
- выполнять общие обязанности участника похода.
- выполнять все операции походного быта;
- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;
- самостоятельно ориентироваться на местности;
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов
Формы выявления
результатов
Беседа, опрос, наблюдение.
Конференции
Конкурсы, соревнования.
Походы.

Формы фиксации
результатов
Грамоты, дипломы.
Готовые работы.
Тестирование
Журнал.

Формы предъявления
результатов
Праздники, конкурсы,
контрольные работы,
соревнования. Походы.
Конференции.

Контрольные мероприятия:
- туристские походы выходного дня, экскурсии;
- участие в туриадах;
- участие в туристских слетах;
- участие в соревнованиях «Школа безопасности» и «Юный спасатель».

Учебно-тематический план
Программы «Школа безопасности»
№
1.1
1.2
1.3
1.4

1.5

1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11

1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17

1.18
1.19
1.20
1.21
1.22
1.23
1.24

Количество часов
Теория
Практика
Всего
1. Основы туристской деятельности
Туристские путешествия, история развития
1
1
туризма.
Понятие «туризм». Виды и формы туризма
1
1
Личное
и
групповое
туристское
1
1
снаряжение и его назначение.
Личное
и
групповое
туристское
снаряжение. Правила хранения и уход за
1
1
ним.
Ремонт,
усовершенствование
и
изготовление туристского личного и
1
1
группового снаряжения.
Укладка рюкзака. Установка палатки.
1
1
Организация
туристского
быта
и
1
1
бивуачных работ.
Привалы
и
ночлеги.
Организация
1
1
бивуаков. Выбор места для ночлега.
Ночлеги
в
палатках,
бивуачные
1
1
снаряжения.
Костры и их виды. Технология и способы
1
1
разведения костров.
Правила
пользования
газовыми
и
бензиновыми
горелками.
Костровое
1
1
хозяйство.
Разведение
костров
в
экстремальных условиях.
Подготовка к походу, путешествию.
1
1
Планирование и организация туристских
1
1
маршрутов.
Нормативные документы по туризму.
1
1
Кодекс путешественника.
1
1
Классификация
походов.
Правила
1
1
оформления и регистрации в МКК.
Оформление
и
зачет
путешествия.
Классификация туристских маршрутов.
1
1
Подведение итогов туристского похода.
Паспортизация туристских маршрутов.
1
1
Особенности других видов туризма.
1
1
Комплектование группы и распределение
1
1
обязанностей в походе.
Обязанности участников группы в походе
1
1
по должностям и их функции.
Обеспечение безопасности в туристском
1
1
походе, на тренировочных занятиях.
Здоровьесбережение и питание в полевых
1
1
условиях.
Подбор, хранение, транспортировка и учет
1
1
Наименование тем

продуктов при организации питания на
маршруте.
1.25 Особенности организации питания в
1
разных видах туризма.
1.26 Тактические правила движения в походе.
1
1.27 Виды естественных препятствий в походе,
1
их классификация.
1.28 Тактика движения и техника преодоления
естественных препятствий в походах.
1.29 Тактические и технические приемы
преодоления препятствий в походе.
Итого
25
2. Краеведение
2.1 Малая Родина – часть России.
1
2.2 «Родиноведение», «Краеведение».
1
2.3 Школьное краеведение.
1
2.4 Науки – помощницы.
1
2.5 Правила поведения и культуры общения в
1
культурно- просветительных учреждениях.
2.6 Посещение Районного краеведческого
музея.
2.7 Посещение музея «Истории БАМ».
2.8 Методы исследования.
1
2.9 Моя родословная.
1
2.10 «Я и моя семья».
1
2.11 Мой дом. Моя улица. Мой город.
(Экскурсия по городу)
2.12 История и становление туризма в городе
1
Северобайкальск.
2.13 Краеведческие должности.
1
2.14 Краеведческий дневник.
1
2.15 Источники изучения истории края.
1
2.16 Экскурсия в музей с. Холодное.
2.17 Экскурсия на мыс Лударь «Курыканские
городища».
2.18 Научно-исследовательская работа.
1
Итого:
13
3. Медицина
3.1 Вводное.
2
3.2 Медицинская аптечка.
1
3.3 ОРЗ и другие простудные заболевания.
1
3.4 Ожоги, обморожения, переохлаждение.
2
3.5 Мозоли и потертости, опрелости.
1
3.6 Отравления
и
желудочно-кишечные
1
заболевания.
3.7 Ушибы, растяжения.
1
3.8 Тепловой удар, солнечный удар.
1
3.9 Черепно-мозговая травма (сотрясение
1
мозга).
3.10 Засорение глаз, снежная слепота.
1
3.11 Вывихи, переломы.
2

1
1
1
1

1

1

1

4

29

-

1
1
1
1
1

-

-

1

1
1
1
1

-

1

1

1
1
1
1

2

15

1
-

2
2
1
2
1
1

1
-

2
1
1

2

1
4

3.12 Ранения
колющими
и
режущими
2
предметами. Кровотечения.
3.13 Опасности,
травмы
и
заболевания
2
связанные с дикими животными и
ядовитыми растениями.
3.14 Острая
сосудистая
недостаточность,
1
обмороки.
3.15 Судороги.
1
3.16 Сердечно-легочная реанимация.
2
3.17 Опасности, травмы и заболевания со
специфическими условиями путешествий
2
в горах и на воде.
Итого:
24
4. Элементы школы выживания
4.1 Задачи выживания.
1
4.2 Основы безопасности жизнедеятельности
1
человека.
4.3 Сигналы бедствия.
1
4.4 Природная аптечка.
1
4.5 Факторы, обеспечивающие выживание.
1
4.6 Действия по выживанию. Определение
1
местонахождения. Выбор пути следования
в аварийной ситуации.
4.7 Подача сигналов.
1
4.8 Организация ночлега.
1
4.9 Определение местонахождения и времени.
1
4.10 Ночлег в палатке с печкой в лесной зоне.
1
4.11 Ночлег под заслоном с костром «нодья».
1
4.12 Бивачные сооружения из снега в безлесье.
1
4.13 Возможные экстремальные ситуации в
1
походах и их характеристики.
4.14 Пути и способы выхода из создавшихся
2
напряженных и конфликтных ситуаций
4.15 Действия участника, отставшего от группы
2
4.16 Эвакуация пострадавшего
2
Итого:
19
5. Топография и ориентирование
5.1 Введение .
1
5.2 Понятие о топографической и спортивной
1
карте.
5.3 Условные знаки.
1
5.4 Ориентирование на местности.
1
5.5 Экипировка ориентировщика.
1
5.6 Компас, работа с компасом.
1
5.7 Действия в случае потери ориентировки.
1
5.8 Измерение расстояний.
1
5.9 Способы ориентирования.
1
5.10 Правила соревнований по Спортивному
1
Ориентированию.
5.11 Виды спортивного ориентирования.
1
5.12 Тактика в спортивном ориентировании.
1

2

4

1

3

1

2

2

1
4

-

2

10

34

-

1
1

-

1
1
1
1

1
1
1
1
-

1
1
2
2
2
2
1

-

2

4

2
2
23

-

1
1

1
1
1
-

1
2
1
2
1
2
1

-

1

1

1
2

5.13 Обеспечение безопасности в спортивном
1
1
ориентировании.
5.14 Работа с легендами.
1
1
2
5.15 Соревнования по ориентированию.
1
1
2
5.16 Психологическая
подготовка
1
1
2
ориентировщика.
Итого:
16
7
23
6. Специальная подготовка по туристскому многоборью поисковоспасательным работам (комбинированный туризм)
6.1 Специальное личное снаряжение.
1
1
2
6.2 Специальное групповое снаряжение.
1
1
2
6.3 Узлы.
1
2
2
6.4 Правила соревнований по пешеходному
2
2
туристскому многоборью.
6.5 Правила соревнований по спортивному
туризму поисково-спасательным работам
2
2
(комбинированному туризму).
6.6 Правила соревнований по Поисково2
2
спасательным работам
6.7 Личное прохождение этапов.
1
1
2
6.8 Командное прохождение этапов.
1
1
2
6.9 Личное прохождение этапов. Прохождение
1
1
2
этапов в связках.
6.10 Самонаведение этапов.
1
1
2
6.11 Судейство соревнований.
1
1
2
6.12 Транспортировка пострадавшего на этапах
туристского
многоборья,
Поисково1
1
2
спасательных работ.
6.13 Тактическая подготовка.
1
1
2
6.14 Решение ситуационных задач.
1
1
2
Итого:
17
11
28
7. Техника скалолазания
7.1 Техника безопасности на скальном участке
1
1
7.2 Техника скалолазания. Формы скального
1
1
2
рельефа
7.3 Техника и тактика работы с веревками
2
1
3
7.4 Страховка и самостраховка
2
1
5
7.5 Техника и тактика организации страховки
4
1
5
7.6 Виды переправ и их преодоление
3
1
4
7.7 Отработка техники и тактики скалолазания
2
1
3
Итого:
15
6
21
8. Горный туризм
8.1 Поход в горы-с чего начать?
1
1
8.2 Движение по ледово-снежным склонам
1
1
8.3 Движение по снегу
1
1
8.4 Подъем по скальному рельефу
1
1
8.5 Тактика горного туризма
1
1
8.6 Схемы построения маршрутов
1
1
8.7 Особенности этапов горного похода
1
1

Особенности горного рельефа
1
Лавины и лавинная безопасность
1
Горная болезнь или «Горняшка»
1
Простейшее укрытие в горах
1
Питание в горах
1
Действие группы в экстремальных
1
условиях
8.14 Обеспечение безопасности
1
8.15 Передвижение по снегу и фирну.
1
8.16 Гигиена и доврачебная помощь в горном
1
походе
Итого:
16
9. Водный туризм
9.1 Понятие водный туризм
1
9.2 Техника безопасности на катамаране
1
9.3 Техника посадки и высадки с катамарана
1
9.4 Техника гребли на катамаране
1
9.5 Движение в шторм
1
Итого:
5
10. Альпинизм.
10.1 Что такое альпинизм
1
10.2 Классификация сложности вершин
1
10.3 Чем альпинисты отличаются от туристов?
1
10.4 Развитие альпинизма в советском союзе
1
10.5 Узлы применяемые в альпинизме
10.6 Техника безопасности в горах
2
10.7 Общественное значение альпинизма
1
Итого:
7
11. Спортивный туризм
11.1 История становления, развития
1
спортивного туризма. Основные понятия,
термины в спортивном туризме
11.2 Нормативно-правовое обеспечение
1
различных видов спортивного туризма
11.3 Правила выполнения расчётов
оптимальных вариантов преодоления
1
препятствий и дистанций на
соревнованиях
11.4 Психологическая, морально-нравственная
3
и физическая подготовка туристовмногоборцев
11.5 Техника безопасности в спортивном
2
туризме
Итого:
8
Итого за уч. год
165
8.8
8.9
8.10
8.11
8.12
8.13

-

1
1
1
1
1

-

1

-

1
1

-

1

-

16

1
1
1
1
4

1
2
2
2
2
9

2
2

1
1
1
1
2
2
1
9

-

1

-

1

1

2

-

3

-

2

1
51

9
216

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основное содержание учебного процесса включает в себя материал по начальной
туристской подготовке, топографии, краеведению, доврачебной медицинской помощи,
занимательной экологии. Полученные теоретические знания, закрепляются на практике.
Теория предмета изучается в учебном кабинете, практика – во время походов,
тренировок в тренировочном кабинете туризма. Оснащение кабинета: компьютер,
проектор, доска, тренажер ПТС и переправ.
Предпочтение отдается активным формам обучения: походы выходного дня,
экскурсии, соревнования, игры и др. мероприятия.
Для проведения учебно-познавательных мероприятий во время отдыха,
теоретических и практических занятий накоплен разнообразный дидактический материал:
- разработки бесед, игр, викторин, конкурсов, походов экскурсий;
- оформленные стенды, таблицы, схемы, рисунки, плакаты
- слайды, фотоматериалы, видеозаписи
- карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для письменного или устного
опроса, тесты;
- учебные пособия – журналы, книги
Для организации походов имеется индивидуальное, групповое и специальное
снаряжение: рюкзаки, спальные мешки, коврики, палатки, веревки, карабины, костровые
принадлежности, компасы, карты, ледорубы, кошки, палатка «Зима» с печкой.

Материально-техническое обеспечение
№
п.п.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Наименование
ОЗК
Л-1
Противогазы
Костровой набор
Носилки
Коврики
Спальники
Боевая одежда пожарного
Веревка основная
Веревка вспомогательная
Веревка блокировочная
Репшнур
Системы страховочные
Карабины
Каски
Винтовка пневматическая
Компас
Тренажер ПТС

Примечание

19. Тренажер для наведения навесных переправ
20. Тир

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М. 2019
2. Кислов Е.В. Памятники природы Северобайкальского района. БНЦ СО РАН.
Улан-Удэ. 2001
3. Куликов В. Топография и ориентирование в туристском путешествии.
ЦДЮТИК. Москва. 2019
4. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. М. ФИС. 2003
5. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях в
зимних условиях. М. 2018
6. Молодова Л.И. Игровые экологические занятия с детьми.
7. Курилова В.И. Туризм. Просвещение. 2010
8. Правила организации и проведения туристских походов со школьниками.
Брошюра Центра детско-юношеского туризма и краеведения.
9. Рыжавский Г.Я. Биваки. Москва. ЦДЮТИК. 2019
10. Большая энциклопедия выживания. М. «ЭКСМО». 2018
11. Частухина С. Дикие растения. Есть вкусненькое? Иркутск. 2004
12. Чижова В.П. Школа природы. Всемирный фонд дикой природы. Москва. 2018
13. Никонова М.А., Краеведение/ М.А. Никонова - Изд. Центр «Академия», 2019г.
14. Кисилева Н.К., Любимый северный край/ Н.К. Кисилева – изд. ОАО
«Республиканская типография», 2006г.
15. Иметков А.Б. Атлас Республики Бурятия/ А.Б. Иметков – федеральная служба
геодезии и картографии России, 2002г.
16. Марьясов Е.А., Мошкина М.П., Мисюркеева К.Н, Судакова С.Г., Марьясова
А.Е., Ковалев Д.Н., Коптева И.А., Шелихова А.Е., Школа у Байкала – ШТЭО,
2005г.
17. Куликов В.М., Школьный туризм/ В.М. Куликов
18. Строев К.Ф., Краеведение/ К.Ф. Строев – 2 изд. «Просвещение» - М.: 1974г.
19. Кислов Е.В., Памятники природы Северобайкальского района/ Е.В. Кислов –
БНЦ СО РАН – У.У., 2001г.
20. Учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего
школьного возраста «Байкальский сундучок» - Бурятский госуниверситет,
2012г.
21. Частухина С., Дикие растения. Есть вкусненькое?/ С. Частухина –
Иркутск,2004г.
22. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных –
2е изд., перераб. и доп. – Улан-Удэ, 2005 – 328с.
23. Галадай Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Мысль, 2004г. – 304с.
24. Алексеев С.В. Экология: учебное пособие для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 2000. –
240 с.
25. www.shool-Kraevedenie.narod
26. www.Mabutk.ru Академия детско-юношеского туризма
27. http://existclub.narod.ru/articles/vfmedicina.htm Медицина в туризме
28. http://medportal.ru/enc/infection/reading/42/ Простудные заболевания
29. https://health.mail.ru/disease/prostudnye_zabolevaniya/ Простудные заболевания

30. http://www.allsafety.ru/first_aid/burn.htm Термические ожоги
31. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B6%D0%BE%D0%B3 Термические
ожоги
32. http://www.activeclub.com.ua/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=9474
профилактика ожога
33. http://www.allsafety.ru/first_aid/supercooling.htm Переохлаждение
34. http://www.royalrangerscr.net/publ/turizm/gigiena/potertosti_oprelosti_mozoli_i_ikh_profilaktika/22-1-0-24
Потертости
35. http://www.salekhard.org/pervaya-meditsinskaya-pomosch/solnechniy-i-teplovoyudari Тепловой и солнечный удары
36. http://www.medicinform.net/medhelp/medhelp7.htm Переломы
37. http://urteks.ru/articles23.html Кровотечения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».