1 Управление образования администрации Муниципального образования «город Северобайкальск» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ШКОЛА ТУРИСТСКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ" Утверждаю И. о. директора МАОУ ДО «ШТЭО» _________А.Е. Мусаев «____»______________ 20___ г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Агроэкология и ландшафтный дизайн» Направленность: естественнонаучная Возраст учащихся: 8-12 лет Срок реализации: 2 года Составитель: Кашина Т.В., педагог дополнительного образования г. Северобайкальск, 2023 год 2 Паспорт программы Название программы Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Агроэкология и ландшафтный дизайн» Ф.И.О. автора, где и кем работает Непомнящих И.В. педагог дополнительного образования МАОУ ДО «ШТЭО» База эксперимента МАОУ ДО «ШТЭО» г. Северобайкальск Направленность деятельности образовательной Естественнонаучная создать условия для эстетического и творческого Цель программы развития, профессионального самоопределения обучающихся посредством обучения основам агроэкологического и ландшафтного проектирования, включения их в разработку и реализацию экологически грамотных проектов оформления и использования территории. Тип программы Модифицированный Продолжительность обучения 2 года Возраст учащихся 8-12 лет Форма проведения занятий Групповая Режим занятий 1 год обучения: 3 раза в неделю по 1 час; 2 год обучения: 3раза в неделю по 1 час. Форма занятий организации итоговых Оформление, высадка рассады на центральной городской клумбе Количество детей в группах 15 3 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка 3 2. Учебный (тематический) план 1 года обучения 7 3. Содержание учебного (тематического) плана 1 года 10 обучения 4. Учебный (тематический) план 2 года обучения 23 5. Содержание учебного (тематического) плана 2 года 25 обучения 6. Формы контроля и оценочные материалы 32 7. Организационно-педагогические Программы реализации 8. Список литературы 9. Приложение 1 условия 32 34 37 4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При современном темпе жизни очень важно иметь уголок, где человек мог бы по-настоящему отдохнуть и восстановить силы. Лучшим средством для этого, как утверждают специалисты, является общение с природой. Ландшафтный дизайн как будто выступает в роли посредника между природой и цивилизацией, соединяя их невидимой нитью. Ландшафтный дизайн – это настоящее искусство, находящееся на стыке трех направлений: с одной стороны, архитектуры и проектирования, с другой стороны, ботаники и растениеводства, с третьей стороны, истории и культуры, дающее человеку возможность жить в атмосфере красоты и комфорта. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ландшафтный дизайн» (далее – Программа) естественно-научной направленности базового уровня позволяет обучающимся изучить историю садово-паркового искусства, цветоводство, биологию развития растений, овладеть основами построения композиции и проектирования объектов ландшафтного дизайна, помогает реализовать творческие способности, способствует профессиональному самоопределению обучающихся. Актуальность Программы заключается в том, что она направлена на содействие профессиональному самоопределению обучающихся путем приобретения специальных знаний, умений и навыков в области агроэкологии(ландшафтного дизайна). Программа позволяет осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор будущей профессиональной деятельности. Новизна Программы заключается в том, что она ориентирована на формирование опыта практической деятельности в области агроэкологии (ландшафтного дизайна), что позволяет обучающимся соотнести свои индивидуальные особенности и возможности с требованиями, которые предъявляются к этой области в современных условиях. Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что основным принципом её реализации служит обучение в процессе практической деятельности. Это позволяет обучающимся овладеть необходимыми навыками ландшафтного дизайна, создает благоприятные условия для творческой самореализации личности. 5 Отличительная особенность Программы состоит в том, что она даёт возможность обучающимся попробовать свои силы в ландшафтном проектировании, получить навыки работы, познакомиться с современными технологиями и методами работы в данной области, тем самым, создавая условия для социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности. Цель Программы – создать условия для эстетического и творческого развития, профессионального самоопределения обучающихся посредством обучения основам агроэкологического и ландшафтного проектирования, включения их в разработку и реализацию экологически грамотных проектов оформления и использования территории. Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач. Задачи Программы Обучающие: ● дать знания об истории агроэкологии, ландшафтного дизайна; ● дать знания по основам агроэкологии, ландшафтного дизайна; ● формировать элементов знания основных принципов и декоративного и агротехнического оформления территории; ● формировать основные умения агротехнических и ландшафтных работ; ● обучать технологии клумбовых растений; и выращивания навыки выполнения овощных, цветковых, ● обучать основам дизайнерского проектирования; ● обучать художественно-композиционными приемами дизайна; ● обучать основам комнатного цветоводства; ● формировать знания о биологических и декоративных особенностях растений, используемых в зеленом строительстве и агротехническом выращивании; ● формировать территории; знания общих принципов зонирования ● обучать навыками проектной графики; ● формировать к рабочей знания нормативных требований документации; 6 ● обучать самопрезентации – созданию портфолио. Развивающие: ● развивать творческие способности, воображение, фантазию, художественный вкус; ● развивать образное, пространственное мышление, чувство гармонии и стиля; ● развивать стремление к пониманию содержательной стороны и ценности природы искусства; ● развивать индивидуальные умения и навыки, необходимые для создания ландшафтных проектов. Воспитательные: ● воспитывать художественный вкус, способность видеть и чувствовать гармонию; ● воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, целеустремленность и самостоятельность; ● формировать потребность в творческой стремление к самовыражению через творчество; деятельности, ● формировать интерес к ландшафтному проектированию. Категория обучающихся Обучение по Программе ведется в разновозрастных группах, которые комплектуются из обучающихся 12-16 лет, имеющих навыки рисования и проявляющих интерес к ландшафтному дизайну. Количество обучающихся в группе – 15 человек. Сроки реализации Программа рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов в год составляет 144 часа. Формы и режим занятий Программа реализуется 2 раза в неделю по 2часа. Программа включает в себя лекционные и практические занятия. Планируемые результаты освоения Программы 7 По итогам 1-го года освоения Программы обучающиеся будут знать: ● технику безопасности организации рабочего места; и требования, предъявляемые к ● инструменты и принадлежности, способы ухода за ними; ● историю ландшафтного дизайна; ● основы ботаники и растениеводства; ● современные тенденции, стили и направления ландшафтного дизайна; ● биологические и экологические особенности цветочных и декоративно-лиственных растений; ● виды цветников, композиций, основные; особенности составления цветочных ● способы ухода за цветником; будут уметь: ● выбирать и использовать необходимые инструменты; ● соблюдать правила техники безопасности при работе; ● выполнять зонирование территории; ● ориентироваться в стилях и направлениях ландшафтного дизайна; ● подбирать растения, соответствующие условиям и назначению объектов озеленения; климатическим ● разрабатывать и оформлять ландшафтные проекты территорий различного назначения; ● оформлять простейшее портфолио из фотографий. По итогам 2-го года освоения Программы обучающиеся будут знать: ● отличительные искусства; особенности стилей садово-паркового ● исторические и природные особенности возделывания овощных культур и формирование стилей ландшафтного дизайна; ● основные виды древесно-кустарниковых пород, используемых в декоративном озеленении; ● характерные особенности древесно-кустарниковых пород и правила ухода за ними; 8 ● особенности изображения различных элементов ландшафтных композиций; ● условные обозначения, применяемые на схемах; ● общие понятия об элементах зеленой и малой архитектуры; будут уметь: ● разрабатывать простейшие проекты озеленения и цветочнодекоративного оформления различных объектов; ● использовать знания основ ландшафтного и архитектурного дизайна; ● составлять схемы размещения растений использования солитеров и групповых посадок. на участке, 9 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план 1-го года обучения Названия раздела/темы № Количество часов Всего Теория Практика Вводное занятие. Агроэкология. Ландшафтный дизайн. Техника безопасности Вводное занятие. Понятие ландшафтного дизайна и агроэкологии Инструктаж по ТБ История и современность агроэкологии и ландшафтного дизайна История возникновения и развития агроэкологии и ландшафтного дизайна 2 1 1 2 1 1 8 4 4 2 1 1 2.2. Агроэкология ландшафтная архитектура в России 2 1 1 2.3. Основные стили садовых ландшафтов\агроприемо в\ и их характеристики 2 1 1 2.4. Основные составляющие ландшафтного дизайна и агроэкологии 2 1 1 3. Основы ландшафтного дизайна Соотношение геометрических форм в ландшафтном дизайне 13 5 8 2 1 1 Игра цвета и свет. Контраст. Нюанс. Акцент. Ритм. Пропорциональность 3 1 2 1. 1.1. 2. 2.1. 3.1. 3.2. и Формы аттестации и контроля Первичная диагностика. Тестирование Текущий контроль. Тест Текущий контроль. Тест Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание 10 3.3. Фактура в ландшафтном дизайне 3 1 2 Текущий контроль. Практическое задание 3.4. Законы гармонии 2 1 1 3.5. Выразительные средства и художественнокомпозиционные приемы дизайна 3 1 2 Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание 4. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в ландшафтном дизайне и агроэкологии Биологические свойства древесных растений 25 12 13 3 1 2 Декоративные свойства деревьев и кустарников. Декоративные качества кроны. Декоративные качества листа Декоративные свойства деревьев и кустарников. Декоративные свойства цветков и плодов. Декоративные свойства ствола и коры Физиономические типы деревьев. Общие принципы выращивания деревьев 4 2 2 4 2 2 Текущий контроль. Практическое задание 2 1 1 Физиономические типы кустарников. Общие принципы выращивания кустарников 2 1 1 Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание 11 Морфологические и биологические особенности цветочнодекоративных растений Общая характеристика однолетних травянистых растений 2 1 1 Текущий контроль. Практическое задание 4 2 2 4.8. Общая характеристика двулетних и многолетних травянистых растений 4 2 2 Текущий контроль. Практическое задание Промежуточный контроль. Открытое занятие 5. Декоративное оформление территории Основные принципы декоративного оформления территории 56 21 35 4 2 2 5.2. Типы посадок травянистых растений 4 1 3 5.3. Понятие газона. Виды газонов 2 1 1 5.4. Композиции декоративных растений: аллеи, живые изгороди. Топиарное искусство 3 1 2 5.5. Композиции из декоративных растений: клумба, рабатка 3 1 2 5.6. Композиции из декоративных растений: солитер, бордюр, кулиса 3 1 2 5.7. Композиции из декоративных растений: миксбордер, партер, арабеска 3 1 2 4.6. 4.7. 5.1. Текущий контроль. Тест Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание 12 5.8. Вертикальное озеленение. Горшечный сад 3 1 2 5.9. Садовые сооружения: скамейки 2 1 1 5.10. Садовые сооружения: перголы, беседки, арки 2 1 1 5.11. Садовые сооружения: патио 2 1 1 5.12. Садовые дорожки 2 1 1 5.13. Садовая скульптура 2 1 1 5.14. Камни в ландшафтном искусстве 3 1 2 5.15. Камни в ландшафтном искусстве. Альпинарий 3 1 2 5.16. Камни в ландшафтном искусстве. Рокарий 3 1 2 5.17. Камни в ландшафтном искусстве. Декоративная отсыпка 3 1 2 5.18. Камни в ландшафтном искусстве. Сухой ручей 3 1 2 Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание 13 5.19. Фонтаны в ландшафтном искусстве 3 1 2 5.20. Искусственные водоемы в ландшафтном искусстве 3 1 2 6. Итоговое занятие. Конкурс эскизов ландшафтного дизайна ИТОГО 4 - 4 108 43 65 Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Итоговая аттестация. Презентация Учебный (тематический) план 2-го года обучения № Названия раздела/темы 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Повторение пройденного материала. Инструктаж 2 1 1 2 1 1 2. Зонирование территории 18 6 12 2.1. Понятие зонирования в ландшафтном дизайне 3 1 2 2.2. Партерная/парадная зона участка 3 1 2 2.3. Зона отдыха. Мини-зоны отдыха. Природная зона 3 1 2 2.4. Садовая зона участка 3 1 2 1.1. Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации и контроля Текущий контроль. Тест Текущий контроль. Тест Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание 14 2.5. Хозяйственная зона участка 3 1 2 2.6. Игровая зона. Спортивная зона 3 1 2 3. Основы ландшафтного проектирования Методика ландшафтного проектирования 19 5 14 3 1 2 3.2. Ландшафтное проектирование. Предпроектный этап 4 1 3 3.3. Ландшафтное проектирование. Подготовка проекта 4 1 3 3.4. Компьютерное проектирование 8 2 6 4. 4.1. Ландшафтные работы Определение солнечных и тенистых участков 32 3 9 1 23 2 4.2. Работа с садовыми инструментами 3 1 2 3.1. 4.3. Посадка и пересадка почвопокровных растений 4 1 3 4.4. Посадка и пересадка вьющих растений 4 1 3 Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Промежуточный контроль. Открытое занятие Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание 15 4.5. Посадка растений с комом земли, посадка растений, выращенных в горшках 4 1 3 4.6. Пересадка кустов. Защита недавно пересаженных деревьев и кустов 4 1 3 4.7. Почвенный анализ. Подкормка растений 4 1 3 4.8. Обрезка растений 3 1 2 4.9. Борьба с сорняками 3 1 2 5. 5.1. Основы фитодизайна Формирование фитосреды в интерьерах 13 3 6 2 7 1 5.2. Классификация комнатных растений 4 2 2 5.3. Размещение растений в интерьере 3 1 2 5.4. Зимний сад. Миниоранжереи. Сады на крыше 3 1 2 6. 6.1. Творческий проект Ландшафтное проектирование сада 20 20 2 2 18 18 Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Практическое задание Текущий контроль. Самостоятельная работа 16 7. Итоговое занятие. Конкурс ландшафтных проектов ИТОГО 4 - 4 108 29 79 Итоговая аттестация. Презентация проекта ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Формы контроля и оценочные материалы служат для определения результативности освоения обучающимися Программы. Текущий контроль проводится по окончании изучения каждой темы – выполнение обучающимися практических заданий или тестов. Промежуточный контроль проходит в середине учебного года в форме открытого занятия. Итоговый контроль (зачетное занятие) проходит в конце учебного года – в форме конкурса. Формы проведения аттестации: ● выполнение практических заданий; ● тест; ● онлайн-экскурсия; ● открытое занятие; ● самостоятельная работа. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация Программы строится на принципах: «от простого к сложному», доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения (объяснение с демонстрацией наглядных пособий). На этом этапе обучающиеся выполняют задания точно по образцу и в соответствии с объяснением. В дальнейшем материал постепенно усложняется, подключается метод проектов. Основной формой проведения являются комбинированные занятия, состоящие из теоретической и практической части, большее количество времени уделяется практической части. 17 Материально-технические условия реализации Программы Продуктивность работы во многом зависит от качества материальнотехнического оснащения процесса, инфраструктуры организации и иных условий. При реализации Программы используются методические пособия, дидактические материалы, материалы на электронных носителях. Для успешного проведения занятий и выполнения Программы в полном объеме необходимы: инфраструктура организации: ● учебный кабинет; ● лаборатория; ● пришкольный участок; технические средства обучения: ● ноутбук – 16 шт. ● ПО – Garden Planner (скачивается бесплатно); ● ПО – X-designer (скачивается бесплатно); ● ПО – Наш сад – Рубин, 9.0. (скачивается бесплатно); ● интерактивная доска; ● цифровой фотоаппарат; ● ТДС-метр; ● рН-метр; ● фотометр; ● микроскоп; инструменты и расходные материалы: ● ● ● ● карандаши для рисования; краски для рисования; кисти для рисования; ватман; ● ● ● ● ● ● ● ● лабораторное оборудование; лабораторные весы; пробирки; колбы; предметные стекла; гербарии; табурет с регулируемой высотой; садовые перчатки; ● садовые и веерные грабли; ● садовая тачка; 18 ● газонокосилка; ● штыковая и совковая лопаты; ● тяпка (мотыга); ● ● ● ● ● ручной культиватор; секатор; садовые ножницы; сучкорез; садовый измельчитель; ● лейка; ● ведро; ● поливочный шланг; ● бечевки, декоративные сетки, дуги, решетки и т.д. для подвязки растений; ● мерные ленты и рулетки; ● ассортимент луковичного, клубневого клубне-луковичного вегетативного материла; и ● семена декоративных растений; ● посадочный материал цветочно-декоративных и древеснокустарниковых растений; ● химические реактивы для питательных сред; ● комплексные удобрения (азотнокислый калий и кальций, суперфосфат, сернокислый калий, сернокислый магний). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы, использованной при написании Программы 1. Брошар Д. Все о деревьях и кустарниках. Как посадить, вырастить и сделать свой сад идеальным / Д. Брошар. – Москва: Эксмо, 2016. 2. Васильева В.А. Ландшафтный дизайн: учебное пособие / В.А. Васильева. – Москва: КноРус, 2020. 3. Викторов А. С. Рисунок ландшафта: Анализ геометрических свойств ландшафта и его практическое применение / А. С. Викторов. – СанктПетербург: Ленанд, 2021. 4. Воронова О.В. Красивый сад. Легко ухаживать. Легко отдыхать / 19 О.В. Воронова. – Москва: Эксмо, 2019. 5. Воронова О.В. Сам себе ландшафтный дизайнер / О.В. Воронова. – Москва: Эксмо, 2016. 6. Воронцов В.В. Обрезка и формировка кустарников / В.В. Воронцов. – Москва: Фитон XXI, 2016. 7. Епанчин К. Ландшафтный сад / К. Епанчин. – Москва: Издательство ИП Секачев В.Ю., 2021. 8. Жмакин М.С. Ландшафтный дизайн из камня / М.С. Жмакин. – Москва: T8RUGRAM, 2018. 9. Карписонова Р. Стильный цветник: популярная энциклопедия / Р. Карписонова. – Москва: АСТ, 2018. 10. Кичунов Н. Цветники и партеры. Устройство ковровых клумб, рабаток, арабесок, цветочных и лиственных групп. С 113 рисунками в тексте на отдельных таблицах / Н. Кичунов. – Москва: Издательство ИП Секачев В.Ю., 2021. 11. Ковешникова А.И. и др. Колористика в архитектурной дендрологии / А.И. Ковешникова, Н.Е. Новикова, Ж.Г. Силаева, П.А. Ковешников. – Москва: Лань, 2019. 12. Коновалова Т.Ю., Шевырева Н.А. Атлас декоративных деревьев и кустарников / Т.Ю. Коновалова, Н.А. Шевырева. – Москва: Фитон XXI, 2018. 13. Ландшафтный дизайн своими руками: пруды, фонтаны, водоемы, травы и цветы, дачная мебель / сост. С. Кашин. – Москва: T8Rugram, 2017. 14. Лепкович И. Парковые и усадебные растения России и Европы / И. Лепкович. – Москва: Диля, 2016. 15. Лефевр А. Парки и сады / А. Лефевр. – Москва: Издательство ИП Секачев В.Ю., 2021. 16. Кудрявец Д., Петренко Н. Цветы для любого цветника за один сезон / Д. Кудрявец, Н. Петренко. – Москва: Эксмо, 2018. 17. Ландшафтный дизайн от А до Я. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 18. Максименко А. Декоративные и полезные растения в ландшафтном дизайне / А. Максименко. – Москва: Лань, 2021. 19. Максименко А. Ландшафтный дизайн / А. Максименко. – Москва: Лань, 2021. 20 20. Марковский Ю.Б. Современный цветник. Миксбордер всегда в моде / Ю.Б. Марковский. – Москва: Фитон XXI, 2018. 21. Нефедов В.А. Городской ландшафтный дизайн / В.А. Нефедов. – Москва: Любавич, 2020. 22. Николаева Н.С. Японские сады. – Москва: Арт-родник, 2005. 23. Попова О.С., Попов В.П. Древесные растения в ландшафтном проектировании и инженерном благоустройстве территории / О.С. Попова, В.П. Попов. – Москва: Лань, 2021. 24. Разумовский Ю.В., Фурсова Л.М., Теодоронский В.С. Ландшафтное проектирование: учебное пособие / Ю.В. Разумовский, Л.М. Фурсова, В.С. Теодоронский. – Москва: Форум, 2021. 25. Сокольская О.Б. Ландшафтная архитектура. Интерьерное озеленение помещений и крыш / О.Б. Сокольская. – Москва: Лань, 2020. 26. Харрисон Л., Ярхем Л., Райдил Л. Энциклопедия дизайнера ландшафта. В 3-х книгах. Книга 1. Как читать сады; Книга 2. Как читать живопись; Книга 3 Как читать ландшафты / Л. Харрисон, Л. Ярхем, Л. Райдил. – Москва: Рипол Классик, 2021. 27. Хорошеев А.В., Авессаломова И.А., Дьяконов К.Н. и др. Теория и методология ландшафтного планирования / А.В. Хорошеев, И.А. Авессаломова, К.Н. Дьяконов, А.Н. Иванов, В.Н. Калуцков, В.М. Матасов, В.А. Низовцев, В.А. Сысуев, Т.И. Харитонова, В.П. Чижова, Н.М. Эрман, Е.С. Лощинская. – Москва: КМК, 2019. 28. Шиканян Т. Сады вдохновения: 25 лучших идей ландшафтного дизайна / Т. Шиканян. – Москва: Эксмо, 2020. 29. Ландшафтный дизайн для начинающих: бесплатные видеоуроки / Все курсы онлайн: [сайт]. – URL: https://vse-kursy.com/read/393-landshaftnyidizain-dlya-nachinayuschih-besplatnye-videouroki.html (Дата обращения 02.06.2021). 30. Ландшафтный дизайн. Обзоры. Примеры: 51 видео урок / VidExp.com: [сайт]. – URL: http://www.videxp.com/RU/author/103/515/go.html (Дата обращения 02.06.2021). Приложение 1 21 Словарь терминов Аллея – пешеходная коммуникация, ограниченная с двух сторон деревьями, кустарниками, вьющимися растениями. Альпинарий – композиция из высокогорных растений, культивируемая в условиях, приближенных к природным. Альпинарии впервые появились в английских пейзажных садах в XVIII в. Арабеска – одноименный цветник или составная часть его, выполненная на основе геометрических узоров, используемых в партерах и клумбах. Аранжировка – расположение цветов и листьев в букете, в вазах, корзинах, гирляндах, венках. Арборетум – дендрологический сад, который предназначен для акклиматизации растений из различных климатических зон. Ассортимент – подбор различных видов деревьев, кустарников и цветов, применяемых для озеленения данной местности или данного объекта. Бонсай – искусство выращивания карликовых деревьев, из которых японцы создавали миниатюрные сады. Берсо, биндаж – сводчатая аллея, образованная с помощью полукруглых вязаных каркасов, на которых смыкались кроны деревьев (липа, граб); участок сада, окруженный сводчатыми аллеями. Применялся в садах и парках эпохи барокко. Боскет – небольшие пространства правильной геометрической формы, ограниченные экранами стриженой живой изгороди. В парках эпохи барокко они назывались кабинетами или зелеными залами. Букетные посадки – прием формирования ландшафтных фрагментов с помощью посадки нескольких саженцев в одно гнездо. Букетную группу также можно образовать посадкой на пень молодого дерева, чтобы создать условия для развития боковым побегам. Бульвар – широкая озелененная полоса, выделяемая по обеим или одной стороне улицы, набережной и предназначенная для пешеходного движения и кратковременного отдыха. Бульварами сначала назывались валы крепостных укреплений. Затем так были названы места для прогулок горожан, созданные на месте бывших укреплений. 22 Вертикальное озеленение – озеленение фасадов зданий, парковых сооружений и специальных устройств (куполы, трельяжи) древовидными лианами и другими вьющимися растениями. Виридарий – озелененный дворик, небольшой сад в перистильном дворе монастыря или жилого дома. Обычно имел геометрическую планировку с небольшим фонтаном или бассейном в центре и клумбами цветов. Стены дома, окружавшего садик, покрывались фресками, на которых были изображены перспективы фантастических садов. Газон – искусственный дерновой покров из многолетних злаков. В зависимости от назначения газоны подразделяются на спортивные, специального назначения и декоративные (партерные, обыкновенные и луговые). Газон мавританский – пестроцветный газон. Образуется из цветочных растений или их смеси с многолетними травами. Гирлянды – украшения из цветов, листьев или ветвей, связанных в виде длинных лент. Обычай украшать гирляндами был известен еще в Древнем Египте, затем применялся в Древней Элладе и в эпоху барокко и рококо. Группа – важнейший элемент живописного паркового пейзажа. Обычно это сочетание из нечетного (до 11 шт.) количества древесных, кустарниковых или цветочных растений. Дендрарий – зеленый массив различных видов деревьев и кустарников. Обычно служит для проведения научных работ по акклиматизации и интродукции древесных растений. Дерновая скамья – устройство из дерна в виде выступа вдоль ограды. Широко распространенный элемент средневекового сада. Загущенные посадки – прием формирования ландшафтного пейзажа с помощью посадки деревьев на расстоянии друг от друга 1-1,5 м в целях быстрейшего создания (через два-три года) компактных насаждений. Такие насаждения в стадии формирования стволов более устойчивы и хорошо развиваются. В последующем проводится прореживание. Икебана – в переводе с японского языка означает «сохранение цветов во второй жизни» и является древним оригинальным искусством цветочной аранжировки в Японии. 23 Кабинет – элемент внутренней пространственной садовопарковой композиции боскета, образованный стриженными стенами из липы или граба. Во французских садах и парках XVII—XVIII вв. большинство кабинетов было украшено партерами, бассейнами, скульптурами и даже садовопарковыми сооружениями. Кашпо – декоративное устройство из керамики, пластмассы, дерева, лозы для размещения цветов в интерьере и на открытом воздухе. Клумба – группа деревьев и кустарников на открытой поляне в пейзажном парке, сформированная в виде круга или овала. С середины XIX в. клумбой называют цветник с геометрической формой плана, расположенный на пересечении дорожек, перед главным входом в здание, у пьедестала статуи. Клумба имеет значительно меньшую площадь, чем партер. Создают их из однолетних и двулетних цветочных растений. Кулиса – группа деревьев или кустарников, ограничивающая вид на открытое пространство ландшафтного объекта или окружающая ландшафт. Куртина – ландшафтное пространство, ограниченное дорожками. Малый сад – это ограниченное пространство, расположенное возле общественного, жилого или промышленного здания и сформированное с использованием средств ландшафтного дизайна. Он может занимать территорию в среднем от 0,2 до 5-6 га (иногда до 10 га). Модульный сад – цветочная композиция, состоящая из элементов геометрически правильной конфигурации. Моносад – это сад одного вида растений. К моносаду относятся розарии, тюльпанарии, георгинарии и др. Одерновка – способ устройства газонов на откосах и насыпях с крутизной склона более 30° в целях их укрепления и улучшения декоративных качеств. Партер – открытая часть пространства, расположенная на плоском рельефе, имеющая геометрически правильную форму с соотношением 1:3 или 1:7. Существуют три типа партеров: газонный, цветочный и смешанный. В XVII – XVIII вв. партер был неотъемлемой частью дворцовых ансамблей. Патио – внутренний двор жилого дома, обязательно оформленный зелеными насаждениями. 24 Поляна – свободный от древесно-кустарниковой растительности участок ландшафта. Почвопокровные – растения, которые по своим декоративным свойствам и особенностям произрастания используются в озеленении для образования дерна на бедных, сухих почвах, на склонах, на затененных участках, насыпях, а также в различных композициях из цветов и камней. Рабатка – представляет собой узкую полосу из цветов в партерах, вдоль дорожек и аллей длиной от 1 м до 7-9 м. Ширина рабатки зависит от используемых растений и колеблется от 0,5 до 2 м. Розариум – часть парка, сада или отдельный участок, предназначенный для посадки различных видов и сортов роз. Рокарий – ландшафтная композиция, где декоративные растения сочетаются с камнями. Силуэт – контурное очертание декоративных растительных группировок или отдельных растений на фоне неба или городской застройки, воспринимаемое с отдаленного расстояния. Сквер – небольшой озелененный участок среди городской застройки (до 1 га), предназначенный для кратковременного отдыха и декоративного оформления отдельных архитектурных комплексов и городской среды. Солитер – одиночный экземпляр растения, размещаемый на открытом участке газона, выделяющийся своей фактурой, кроной и т. п. Солнечные часы – устройство из растений (цветов) для определения времени с помощью тени от штыря, падающей на плоскость. Топиарное искусство – искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников. Фитонцидность – способность растений выделять летучие защитные вещества, которые губительно действуют на микробы. Фитоценоз – совокупность растений, занимающих однородный участок земной поверхности и находящихся в тесном взаимоотношении между собой и с условиями окружающей среды. Цветочница – представляет собой емкость, в которую помещены композиции из растений. 25 Цветочная группировка – это композиция, состоящая из декоративных растений одного сорта, образующая правильные круги, квадраты, прямоугольники, а также неправильные геометрические фигуры. Шпалера – ряд густо посаженных деревьев, образующих зеленый экран с помощью стрижки; деревянная решетка (трельяж) с вертикальной растительностью. Эдификаторы – растения, характерные для данного биоценоза. Экзот – древесное или кустарниковое растение, не встречающееся в составе местных естественных зеленых насаждений, но имеющее ценные декоративные свойства. Экология растений – наука о взаимозависимостях и взаимодействиях между растениями и средой их обитания. 26