Основы швейного дела 2023

1

Управление образования администрации
Муниципального образования «город Северобайкальск»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ШКОЛА ТУРИСТСКО – ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Утверждаю
И.о. директора МАОУ ДО
«ШТЭО»
___________ А. Е. Мусаев
«____»_______________ 20___ г.

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Основы швейного дело»
Направленность: художественная

Возраст учащихся: 10-17 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель: Оганесова Т.Б., педагог дополнительного образования

г. Северобайкальск, 2023 год
2

Паспорт программы
Название программы

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Основы швейного дела»

Ф.И.О. автора, где и кем
работает
База эксперимента
Направленность
образовательной деятельности
Цель программы

Оганесова Т.Б., педагог дополнительного
образования МАОУ ДО «ШТЭО»
МАОУ ДО «ШТЭО», г.Северобайкальск
Художественная

Тип программы

Цель: развитие умений и навыков
конструирования, моделирования одежды
и
технологической
обработки
и
изготовления швейных изделий, а также
создание условий для достижения
высокого уровня развития личности, в
процессе ее творческой самореализации и
самовыражения.
Модифицированный

Продолжительность обучения
Возраст учащихся
Форма проведения занятий
Режим занятий

3 года
10-17 лет
Групповая
1 год обучения:
1 подгруппа– 3 раза в неделю по 2 часа;
2 подгруппа – 3 раза в неделю по 2 часа;
3 подгруппа – 3 раза в неделю по 2 часа.

Форма организации итоговых
занятий
Количество детей в группах

Контрольный урок, готовые изделия.
20

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая

дополнительная

общеобразовательная

программа

составлена на основании федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273 –
РФ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства
просвещения РФ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам.
1. Основные характеристики программы
1.1. Дополнительная

общеразвивающая

программа

«Основы

швейного дела», имеет художественную направленность и является
модифицированной. Шить сегодня – сделать из себя личность!
1.2. Актуальность программы. В настоящее время изменились
требования к жизни, учащийся должен вписаться в эту жизнь. В рыночной
системе обучающийся отвечает сам за себя. Он сам должен находить себе
работу, развязывать сложные жизненные и социальные узлы.
Навязывать человеку нельзя, то, что он не хочет или хочет, но не может.
Должно быть призвание, пригодность человека к той или другой
деятельности.

Обучающийся

должен

быть

в

гармонии

со

своими

способностями к развитию самостоятельности.
При изучении учащиеся учатся прогнозировать моду, знакомятся с методами
творчества, применяемыми при проектировании одежды, знаменитыми
Кутюрье.
Новизна

программы

дополнительной

образовательной

программы

заключается в том, что она предоставляет возможность обучающимся не
только изучить технику конструирования и моделирования одежды, но и
применить их, используя комплексно, при проектировании предметов
одежды.

4

1.3. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что
в процессе ее реализации, обучающиеся овладевают знаниями, умениями,
навыками, кройки и шитья простых изделий.
Программа основывается, на следующих принципах:
1) Принцип наглядности – обогащение учащихся чувственным
познавательным опытом, необходимым для полноценного

овладения

абстрактами понятиями.
- зрительная наглядность (демонстрация движений в целом или по
частям с помощью ориентиров, наглядных пособий-фото, видеороликов).
2) Принцип доступности предусматривает организацию процесса
обучения с учетом возможностей ребенка.
3) Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. В процессе
физического воспитания является важным положением, от которого в
конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Систематическое
повторение нагрузок на фоне не довосстановления приведет к снижению
работоспособности организма в результате истощения ресурсов.
1.5. Цель программы: развитие умений и навыков конструирования,
моделирования одежды и технологической обработки и изготовления
швейных изделий, а также создание условий для достижения высокого
уровня развития личности, в процессе ее творческой самореализации и
самовыражения.
1.6. Задачи:
Обучающие:
 научить создавать эскизы моделей, конструировать и моделировать их на
свою фигуру;
 обучить основным приемам шитья вручную;
 обучить технике работы на швейной машинке;
Воспитательные:
 воспитать стремление к самореализации и самосовершенствованию;
 воспитать чувство ответственности за выполненную работу;
5

 воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности;
Развивающие:
 развитие творческих способностей у обучающихся;
 развивать идейно-художественное мышление;
 развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных
изделий.
Разработанная программа дает обучающимся знания, умения и навыки,
которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения, готовит
детей к самореализации в жизнедеятельности.
1.7. Возраст учащихся
Группы формируются и в зависимости от смен в школе. В объединении
«Основы швейного дела» 3 смены:
Iсмена – 9:00–11:00;
II смена – 14:30-17:00.
Набор

детей

в

объединение

осуществляется

в

установленные

учреждением сроки при наличии медицинской справки и по личному
заявлению родителей (лиц их заменяющих).
1.8. Форма занятий
Обучение по программе предполагает использование приоритетных
форм занятий: групповые(индивидуальные).
Программа также включает разные виды занятий:
учебное занятие;
занятие – игра;
открытое занятие;
практическое занятие;
Формы проведения занятий:
групповая, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный
коллектив, имеющий своих лидеров.
Продолжительность одного занятия – не более 45 мин с 10 минутным
перерывом после каждого занятия.
6

2. Объем программы:
2.1. Объем программы
Количество часов на весь период обучения по программе:
1 год обучения:
1 подгруппа –216 ч/год;
2 подгруппа – 216 ч/год;
3 подгруппа – 216 ч/год.
ИТОГО: 648 ч/год.
2.2. Срок и этапы реализации программы
Для

реализации

«Образовательной программы

швейного

дела»

образовательный процесс организован в рамках двух этапов:
1 этап – накопление базовых знаний и навыков.
2 этап – применение накопленных знаний при реализации собственных
проектов пошива простых изделий.
3 этап – применение знаний и умений при повыше сложных изделий.
По окончании каждого из этапов ребенок может перейти на
следующий уровень обучения, либо закончить обучение по данной
программе.
2.3. Режим занятий:
1 год обучения:
1 подгруппа – 2 раза в неделю 2 часа;
2 подгруппа – 2 раза в неделю 2 часа;
3 подгруппа – 2 раза в неделю 2 часа.
3. Планируемые результаты
3.1. Ожидаемые результаты:
За период обучения, учащиеся получают определенный объем знаний
и умений.
7

Знания:
 правила организации рабочего места и трудового процесса;
 особенности моделирования одежды;
 общие сведения об истории моды понятие стиля в одежде.
Умения:


рационально организовывать свое рабочее время и место, использовать

инструменты и дополнительный материал.
 правильно работать с выкройками;
 проектировать изделия, комплекты;
Иметь навыки:
 владеть умения планировать свою деятельность;
 владеет

навыком

последовательного

моделировать

и

создавать

оригинальные изделия;
 владеет способностью составлять проектную деятельность в повседневной
жизни.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Проводится мониторинг знаний, каждое: 1-ое, 2-ое полугодие;
исследуется маршрут развития индивидуально на каждого ребенка.

8

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
Количество часов
№
п/п
Наименование темы
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие.
3
3
2 Правила техники безопасности.
3
3
3 Сведения о промышленных швейных машинах.
9
6
3
4 Композиция в одежде и ее элементы.
3
3
5 Силуэт в одежде.
3
3
6 Пропорции в одежде.
3
3
ИТОГО за Сентябрь
24
21
3
1 Масса в одежде, линии в одежде.
3
3
2 Геометрические композиции в одежде.
3
3
3 Орнаментальные композиции ткани.
9
6
3
4 Пластические свойства ткани.
3
3
5 Цвет в художественном проектировании.
6
3
3
ИТОГО за Октябрь
24
18
6
1 Вычерчивание деталей одежды; макетирование. 6
3
3
Детали одежды в художественном
2
проектировании изделий.
6
3
3
3 Размерные признаки фигур.
6
3
3
4 Конструктивные прибавки; баланс изделия.
6
3
3
ИТОГО за Ноябрь
24
12
12
1 Общие сведения о моделировании одежды.
6
3
3
2 Конструктивное моделирование.
6
3
3
3 Фасоны платьев.
6
3
3
4 Построение чертежа основы платья
6
3
3
ИТОГО за Декабрь
24
12
12
1 Построение чертежа основы платья
6
3
3
9

2 Проверка чертежа и изготовление выкройки.
3 Подготовка ткани к раскрою.
4 Классификация швейных материалов.
ИТОГО за Январь
1 Классификация швейных материалов.
2 Классификация текстильных волокон.
3 Ручные стежки и строчки; виды, применение.
ИТОГО за Февраль
1 Ручные стежки и строчки; виды, применение.
2 Машинные работы.
ИТОГО за Март
1 Виды деталей одежды ассортиментных групп.
2 Влажно-тепловая обработка изделий.
ИТОГО за Апрель
1 Обработка деталей кроя изделий.
2 Детали кроя изделий.
ИТОГО за Май
ИТОГО часов за учебный год

6
6
6
24
9
12
3
24
12
12
24
15
9
24
6
18
24
216

3
3
3

3
3
3
12

6
9
3

12
3
3
-

18
6
6

6
6
6

12
9
6

12
6
3

15
3
12

9
3
6

15
138

9
78

2 год обучения
№
п/п

Наименование темы

3

Вводное занятие, техника
безопасности
Понятие
о материаловедении.
Виды ручных работ Наметочный шов

4

Виды ручных работ Косой шов и
петельный

1
2

ИТОГО за Сентябрь
1

Виды ручных работ Шов назад
иголкой и потайной.
Эскиз подушечки для иголок.

2
3 Подбор ткани для своего изделия
4 Раскрой своего изделия.
ИТОГО за Октябрь
10

Количество часов
Всег
о Теория Практика
6

3

3

6
6

3
3

3
3

6
24

3
12

3
12

6
6
6
6
24

3
3
3
3
12

3
3
3
3
12

1

Сметывания своего изделия.

6

3

3

6

3

3

6
6
24
6
6
6
6
24
6
6
6
6
24
6

3
3
12
3
3
3
3
12
3
3
3
3
12
3

3
3
12
3
3
3
3
12
3
3
3
3
12
3

6
6

3
3

3
3

6
24

3
12

3
12

2

Зарисовка в тетрадь таблицы и запись
в таблицу своих мерок.
Зарисовка своей модели в тетрадь.

6
6

3
3

3
3

3

Понятия моделирования на готовой основе

6

3

3

4

Понятие о раскладке лекал и раскрое
изделия

6
24
12
12
24
12
12
24
216

3
12
6
6
12
6
6
12
108

3
12
6
6
12
6
6
12
108

2
3

Стачивания своего изделия ручными
швами
Стачивания своего изделия ручными
швами.

4 Декоративная отделка своего изделия
ИТОГО за Ноябрь
1 Понятие о швейных машинах заправка и регулировка.
2 Основные машинные швы Прямые швы.
3 Основные машинные швы Шов зигзаг.
4 Создания в тетради эскиза своего изделия
ИТОГО за Декабрь
1 Изготовление лекал своего изделия
2 Подбор ткани для своего изделия
3 Изготовления деталей своего изделия.
4 Раскрой своего изделия.
ИТОГО за Январь
1 Сметывание своего изделия

3

Пошив своего изделия на швейной
машине.
Декоративная отделка своего изделия.

4

Техническое рисование изделия по
схеме.

2

ИТОГО за Февраль
1

ИТОГО за Март
1 Моделирование юбке
2 Технология пошива юбок
ИТОГО за Апрель
1 Моделирование блузок
2 Технология пошива блузок
ИТОГО за Май
ИТОГО часов за учебный год
11

3 год обучения
№
п/п

Наименование темы

Введение. Организация рабочего места.
1 Техника безопасности
при пошиве.
История костюма.
2 Стили и эпохи. Основы колористики в одежде

Количество часов
Всего Теория Практика
6

3

3

6
6
6
24
6
6
6
6
24
6
6
6
6
24
6
6
6
6
24
6
6
6
6
24

3
3
3
12
3
3
3
3
12
3
3
3
3
12
3
3
3
3
12
3
3
3
3
12

3
3
3
12
3
3
3
3
12
3
3
3
3
12
3
3
3
3
12
3
3
3
3
12

2 Рисование элементов одежды.
3 Рисование одежды на фигуре человека.

6
6
6

3
3
3

3
3
3

Разработка эскизов моделей в технике коллажа из
4 цветной бумаги, газетной бумаги и текстурных
журнальных иллюстраций.

6

3

3

3 Определение понятия «мода».
4 Этапы развития моды
ИТОГО за Сентябрь
1 Мода Древнего Египта.
2 Мода в античной Греции.
3 Мода в античном Риме.
4 Мода Средних веков.
ИТОГО за Октябрь
1 Мода эпохи Возрождения (XIV-XVIвв.)
2 Этапы развития моды в России.
3 Мода Новейшего времени (ХХ-ХХI вв.)
4 Профориентационная работа. Профессия «Дизайнер».
ИТОГО за Ноябрь
1 Определение понятия «имидж».
2 Определение понятия «стиль».
3 Основные стили одежды.
4 Модные тенденции
ИТОГО за Декабрь
1 Типы фигур.
2 Теория цветотипов.
3 Способы коррекции фигуры с помощью одежды.
4 Базовый гардероб.
ИТОГО за Январь
1

Пропорции фигуры человека. Схематичное изображение и
обобщение фигуры.

12

ИТОГО за Февраль
1 Понятие о композиции костюма.
2 Форма и силуэт.
3 Цвет как средство композиции.
4 Фактура в композиции. История декора.
ИТОГО за Март

24
6
6
6
6
24

12
3
3
3
3
12

12
3
3
3
3
12

12

6

6

12
24
6
6
6

6
12
3
3
3

6
12
3
3
3

6
24
216

3
12
108

3
12
108

Искусство комплекта. Этикет одежды и дресс-код.

1 Этапы создания образа. Выбор прически, макияжа и
аксессуаров.
Изучение собственного имиджа и разработка
2 практических советов по его улучшению.

ИТОГО за Апрель
1 Разработка проекта.
2 Выбор идеи, и ее обоснование. Выбор ткани.
3 Рисование и описание модели. Экономический расчет
Составление плана технологической обработки

4 изделия.
ИТОГО за Май
ИТОГО часов за учебный год

13

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы:
Основная часть занятия ‒ работа с кройкой изделия. Уметь кроить –
большая часть готового изделия.
Основные методы работы с обучающимися:
- словесный (устное изложение материала)
- иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов)
- репродуктивный (практическое изучение материала по образцу
педагога)
Методы обучения по источнику знаний:
- объяснительно-наглядный

(репродуктивный) -

(подробно

объясняю правила выполнения тех или иных упражнений, элементов
танца с одновременной демонстрацией, задача детей – понять и
воспроизвести)
- словесный метод - донести до обучающихся эмоциональный
характер танца задача непростая, поэтому через объяснения, беседы
имеется возможность сообщить большое количество материала.
- практический метод - источником знания является практическая
деятельность обучающихся в активной работе над исполнительской
техникой, которая позволяет развивать профессиональные навыки, в
проученных движениях, а в дальнейшем и в танце.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит
наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим
процессом возможно в том случае, если во время демонстрации приемов
14

работы действия будут комментироваться доступным для восприятия
детьми языком.
Основные формы работы с обучающимися по количественному
составу:
- индивидуальная;
- по подгруппам;
- групповая;
- фронтальная.
3.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия
необходимые для реализации программы в течение всего периода:
 помещение

в

соответствии

с

санитарно-эпидемиологическими

правилами и нормативами СанПиН;
 компьютер;
 швейные машинки;
 оверлог;
 стол для раскройки.
Методическое

обеспечение

программы содержит

необходимые

информационные ресурсы для ведения качественного образовательного
процесса и

представлено в виде фоно- и видео – медиатеки,

тематической

литературы,

фотоальбомов.

Методическое

методических
обеспечение

разработок
программы

занятий,
регулярно

пополняется.
Финансовое обеспечение программы
Финансирование

программы

дополнительного

образования

осуществляется за счет средств заложенных в смете учреждения.
Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся
Общие правила техники безопасности:
В объединение (О) допускаются обучающиеся ознакомившиеся и
выполняющие требования техники безопасности;
15

Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать
руководителю О и не приступать к занятиям до устранения их
нарушений.
До и после занятий необходимо проветривать помещение.
Бережно относиться к имуществу Центра.
В Центре находиться в сменной обуви, без головного убора.
3.3. Список литературы
1. ФЗ от 29.2012г. № 273 – РФ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказа Министерства образовании и науки РФ от 29.08.2013г № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
3. Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая.
М.: - Просвещение, 2007 г.
4. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для
учащихся 5 класса спецальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2012 г.
5. Швейное дело: учебник для 6 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая.
М.: - Просвещение, 2012 г.
6. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для
учащихся 6 класса спецальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2012 г
7. Швейное дело: учебник для 7 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая.
М.: - Просвещение, 2007 г.
8. Швейное дело: учебник для 8 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая.
М.: - Просвещение, 2012 г.
9. Швейное дело: учебник для 9 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая.
М.: - Просвещение, 2012 г.
Дополнительная литература:
10. 1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 6 класс.
Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006
11. 2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.:
Легпромбытиздат, 1993.
12. 3. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для
подготовки ребенка к школе. - М.: ООО «Дельта», 2005 г.
16

13. 4. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и
пищевая промышленность, 1998
14. 5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - ЗАО «Издательство
«ЭКСМО-Пресс», 1998.
15. 6. Труханова А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.:
Легкая и пищевая промышленность, 1983 г.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».