Управление образования администрации Муниципального образования «город Северобайкальск» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ШКОЛА ТУРИСТСКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ" УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ ДО «ШТЭО» __________________А.Е. Мусаев «___» _______________ 2023 год Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристскокраеведческой направленности «Школьное лесничество» «Зеленый Дом» возраст обучающихся 10 – 15 лет, срок реализации – 1 года Автор-составители: Чернышева Оксана Александровна Заместитель директора по УВР, Бочарова Олеся Валерьевна, Педагог дополнительного образования, г. Северобайкальск, 2023 г. Паспорт программы Название программы Ф.И.О. автора, где и кем работает База эксперимента Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Туристско-краеведческой направленности «Школьное лесничество 9» Чернышева О.А. – заместитель директора по УВР, Бочарова О.В. педагог дополнительного образования МАОУ ДО «ШТЭО» МАОУ ДО «ШТЭО» г. Северобайкальск Направленность образовательной деятельности Туристско-краеведческая Цель программы Тип программы расширение и углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, развитие экологического мышления, воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социальноактивного отношения к природе, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность Модифицированный Продолжительность обучения 1 года Возраст учащихся 10-15 лет Форма проведения занятий Групповая Режим занятий 1 год обучения: 3 раза в неделю по 3 часа Форма организации итоговых занятий Проект «Экотропа Деревья нашего парка» Количество детей в группах 23 1. Пояснительная записка Современная концепция общего экологического образования составлена в соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС); опирается на системно-деятельностный и культурно-исторический подходы, основные положения программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного воспитания, социализации и воспитания гражданина Российской Федерации, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни ФГОС. В Концепции соблюдается преемственность с концепциями общего экологического образования, разработанными в РАО в 1984, 1991 гг.; примерными программами общего образования нового поколения, разработанными на основе ФГОС; учитываются международные обязательства РФ по реализации идей образования для устойчивого развития. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовнонравственного развития и воспитания – в обязательном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности. Механизмом перехода к новой модели экологического образования выступает системно-деятельностная (в отличие от «знаниевой») парадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), являющихся средством реализации общеразвивающей и общекультурной направленности экологического образования. В условиях модернизации Российского образования школьные лесничества могут выступать в роли дополнительного образования, способствующего обучению, воспитанию и развитию выпускников, соответствующих требованиям ФГОС. К сожалению, экологии, как одному из равноправных основных предметов, не нашлось места в разработках обязательной части учебных планов. Более того, даже частичная экологизация школьного образования, достигнутая в последние годы, сегодня все более нивелируется, так как наблюдается тенденция к дальнейшей технократизации школьных образовательных программ. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Вопрос непрерывности экологического образования может осуществляется через создание «школьного лесничества». Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность. Есть направления внеурочной деятельности, которые реализуются через кружковую работу. В связи с тем, что наш город расположен в уникальном месте, на берегу озера Байкал, в окружении лесов, дети с раннего возраста постигают азы лесоводства: сажают деревья, занимаются сбором грибов и ягод, папоротника, заготавливают на зиму лекарственные растения, развешивают кормушки и скворечники, поэтому основной формой внеурочной, эко-просветительской, профориентационной деятельности может стать - школьное лесничество. Очень важно, что занятия в школьном лесничестве формируют экологическую культуру школьников. Ведь экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача природоохранительного просвещения – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления, особенно широкие возможности природоохранительного просвещения, имеет сельская школа. Учащиеся сельских школ стоят ближе к природе, на селе возможно проведение таких работ с участием обучающихся, как борьба с эрозией почв, охрана водоёмов, муравейников, защита леса. Поэтому педагогу школы необходимо уметь организовать учащихся на различные полезные природоохранные дела, с учётом местных особенностей. Данная программа направлена на воспитание нового отношения человека к природе - рачительного хозяина родной земли. Суть программы заключается в изменении основной целевой установки природоохранительной работы в школе. Главная задача – подготовить выпускников школы к соответствующей работе за пределами учебной организации. Если раньше природоохранительная работа заканчивалась к моменту их выпускных экзаменов, то теперь природоохранительная работа в школе должна быть построена так, чтобы морально подготовить вступающих в жизнь юношей и девушек на любом посту и всегда думать об охране окружающей среды от загрязнения и разумном использовании природных ресурсов. Центр тяжести соответствующей подготовки учащихся перемещается с внеклассных мероприятий к организации практической и исследовательской деятельности. Содержание программы предусматривает получение не только теоретических, но и практических знаний, что позволит лучшему усвоению теоретического материала. В содержании программы заложены следующие идеи: - природа в своем естественном развитии находится в динамическом равновесии; - непосредственным результатом взаимодействия человека и природы становится изменение состава компонентов окружающей среды, приводящие к смещению природного равновесия; - осмысленное познание особенностей живых организмов в биоценозах убеждает, что состояние природы можно регулировать (возобновление, охрана лесов); - природа формирует у подростков ценные черты характера: настойчивость в достижении целей, вера в успех своего дела; - знания лесоведения - неотъемлемая часть знаний об основах природы. В течение многих лет ведется экологическая деятельность с обучающимися на территории Северобайкальска. Школы не остаются в стороне. Ученики школ занимаются научно-исследовательской и природоохранной деятельностью, участвуют в муниципальных, региональных, всероссийских и международных акциях и конкурсах 1. Министерством образования и Министерством природы России признано, что одной из перспективных форм экологического воспитания детей являются школьные лесничества (Приказ Федеральной службы Лесного хозяйства России от 08.04.96 №59). 2. Экологическая ситуация в современном мире такова, что невозможно оставаться равнодушным созерцателем ее дальнейшего развития. Действительность требует воспитания у молодых людей активной позиции по отношению к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Площадь, занимаемая лесами, резко сокращается, а кое-где леса и вовсе исчезли. Вместо того чтобы оберегать и охранять природу, человек чрезмерно использует ее дары в своей хозяйственной деятельности, поэтому одной из актуальных проблем является сохранение и возобновление лесов. Актуальность программы «Зеленый Дом» заключается, в том, что школьники могут внести свой вклад в решение этой и других проблем, благодаря работе школьного лесничества. Но есть и другая сторона вопроса об актуальности создания школьных лесничеств – это возросшая потребность современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, способных быстро ориентироваться в окружающей действительности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, готовых к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. В новых социально-экономических условиях предлагается рассматривать школьные лесничества как раннюю профессиональную ориентацию школьников, помощь им в выборе своей будущей профессии. Движение школьных лесничеств должно стать базовой основой дальнейшего профессионального самоопределения школьников, так как с раннего возраста они постигают азы лесоводства: сажают лес, выращивают его, ухаживают и защищают, занимаются практической, опытнической деятельностью и научно-исследовательской работой, получая глубокие знания о лесе. В настоящее время большинство выпускников до момента вступления во взрослую жизнь не представляют себе ни их будущую профессию, ни отрасль, где они могут приложить свои знания, полученные в школе. Работа в школьном лесничестве помогает школьникам увидеть результат своей работы, определиться с выбором будущей профессии. При разработке программы учитывалось, что работа школьников по охране леса одна из основных для школ, расположенных в лесной зоне и определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы экологического развития учащихся, материально-техническими условиями, которые, имеются в Северобайкальском районе Разработанная программа школьного лесничества учитывает региональный компонент. Школьники, изучают природу и экологию родного края. По программе предусмотрено активное вовлечение обучающихся в учебно-творческую деятельность через познание родного края – экскурсии, практические задания по изучению явлений и объектов природы, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение исследовательских работ, природоохранных акций. В процессе освоения программы осуществляется активное взаимодействие со специалистами местного лесничества. Создание школьных лесничеств очень актуально на данном этапе развития Российского образования. Новизна программы: Идея создания школьных лесничеств не нова, но в последние годы многие школьные лесничества перестали существовать. Созданное школьное лесничество позволяет нам комплексно подойти к решению задач познавательного, экологического и эстетического характера в ходе обучения естественно – научным предметам. Работа в школьном лесничестве заставит наших школьников раньше задуматься о выборе будущей профессии. Мы планируем проводить профориентационную работу: знакомить ребят с профессионалами лесного хозяйства, которые расскажут о специфике своей работы. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный дендрарий, берёзовая роща, сосновый бор становятся важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию экологического, природоохранного и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, бережного отношения к природе, прививает навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, природоохранной. Эффективным для экологического развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению. Отличительные особенности: Данная дополнительная общеобразовательная программа отличается от уже существующих программ тем, что выполняет важную социальную функцию. В настоящее время, когда во многих школах сокращается численность обучающихся и большинство из них находится в трудной жизненной ситуации, а в школах наблюдается отсутствие специалистов эстетического и художественного направления внеурочной деятельности, программа школьного лесничества поможет детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Ее социальная направленность выражается в формировании экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации. Занятия в школьном лесничестве носят комплексный характер и включают разнообразные формы и методы. Посещая школьное лесничество, учащиеся получают знания о природе родного края, активно участвуют в творческой деятельности: в конкурсах рисунков, поделок, сочинений, агитбригад. Участвуя в школьных и муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах проектов и исследовательских работ. Знания, полученные на занятиях школьного лесничества, юные лесники применят в конкретной практической работе по охране леса, будут проводить опыты, совместно с работниками лесхоза выезжать на посадки, выполнять практические задания по изучению объектов лесного биоценоза. Учащиеся, заинтересовавшиеся школьным лесничеством, в дальнейшем могут и не стать работниками лесного хозяйства, важно, что они станут людьми, любящими родной край, природу. Человек любой специальности должен с интересом и любовью относится к природе, проявлять стремление к ее охране. Обучение основывается на принципах экологического образования: принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира; принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира; принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период; принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность; принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой. Цель программы: расширение и углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, развитие экологического мышления, воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность. Задачи программы: Обучающие задачи: научить видеть и понимать красоту живой природы; сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения; расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях, с охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу Бурятии; познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с растениями, занесёнными в красную книгу; познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека; расширить знания учащихся по лесоводству, познакомить с правилами посадки древесных растений, ухода за саженцами, правилами сбора и хранения семян растений; познакомить с классификацией лесных почв; сформировать знания познакомить с причинами нарушения лесных экосистем; познакомить детей с технологией изготовления скворечников, кормушек для птиц и животных; расширить знания о лесном хозяйстве Северобайкальского района; обучить специальным навыкам исследования природы леса с привлечением к участию в опытно-исследовательской деятельности. Воспитательные задачи: воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам; воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде; воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ на занятиях и практической деятельности в школьном дендрарии, в лесопитомнике; воспитывать уважение к людям, работающим в лесном хозяйстве. Развивающие задачи: развивать потребности общения с природой; развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства; развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой; развивать умения по оказанию практической помощи органам управления лесным хозяйством в деле воспроизводства, охраны, защиты лесов; Развивать умения оформлять и распространять листовки, памятки на природоохранную тему, вести пропаганду знаний о лесе среди населения. Содержание программы школьного лесничества позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать. Наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Ожидаемые результаты обучения: Личностными результатами является формирование всесторонне инициативной и успешной личности, обладающей системой образованной, современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты: 1. воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 3. формирование личностных представлений о целостности экосистемы леса; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; 4. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в совете школьного лесничества и общественной жизни села в пределах возрастных компетенций; 5. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 6. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 7. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 8. развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия, изучения истории русского лесоведения и творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Важнейшие метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 1. умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 5. умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 6. владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, работниками лесничества и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 8. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; 9. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТкомпетенции. Важнейшие предметные результаты: 1) первичные представления о лесоводстве, экологических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды; 2) основополагающие знания об экосистеме леса, как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы; 3) первичные навыки использования технологии создания лесных культур; 4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов лесной среды, в том числе её экологических параметров; 5) основные направления восстановления и охраны лесных экосистем; 6) первичные навыки нахождения информации о лесных экосистемах, её использование и презентации; 7)начальные умения и навыки использования природоохранных знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Возраст детей 10-15 лет Особенности набора детей: набор в школьное лесничество свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей, наполняемость групп – 10-15 человек, которые комплектуются из одновозрастных детей или погодков, где занимаются одновременно мальчики и девочки. Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 1 года обучения, учитывает потребности и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей), предусматривает получение экологических и природоохранных знаний. 1 год обучения – 324 часа. Формы организации деятельности, учащихся на занятиях: - индивидуальная, - групповая, - работа по подгруппам, - коллективно-массовая. Формы проведения занятий: акция, аукцион, беседа эвристическая, встреча с работниками лесного хозяйства, гостиная, защита проектов, игра деловая, играпутешествие, игра сюжетно-ролевая, игровая программа, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, наблюдение, поход, праздник, практическое занятие, рейд, экскурсия, экспедиция, эксперимент. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности К концу первого года обучения обучающиеся будут знать: правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе; условия жизни животных в естественных условиях и животных, вошедших в Красную книгу; окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие растений, занесенных в Красную книгу; основные понятия о лесе, причины нарушения лесных экосистем; классификацию лесных почв; правила посадки древесных растений, ухода за саженцами, правилами сбора и хранения семян растений; технологию изготовления скворечников, кормушек для птиц и животных; правила ТБ в школьном лесничестве. Обучающиеся будут уметь: общаться с природой; видеть и понимать красоту живой природы; воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений; распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали; определять породы деревьев, кустарников по коре, хвое, листьям, семенам; заготавливать семена растений; собирать и использовать лекарственные растения; производить сев семян, ухаживать за сеянцами; производить посадку древесных растений, ухаживать за саженцами; изготавливать и развешивать кормушки, скворечники. К концу второго года обучения обучающиеся будут знать: существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека; историю русского лесоведения и Широкологского лесничества; технологию создания лесных культур; последствия нарушения окружающей среды; основные направления восстановления и охраны лесных экосистем; иметь представления о профессиях лесного хозяйства; получат навыки исследовательской и практической работы в лесной экосистеме. Обучающиеся будут уметь: сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки; самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа; проводить опытническую работу и изучать природные ресурсы своего края; подготавливать почву к посадке; отводить рубки ухода и санитарные рубки; определять основных лесных зверей, птиц; выявить лесные нарушения; общие требования пожарной безопасности в лесах; вести исследования в области лесоводства и экологии; вести посадки в школьном питомнике; организовывать лекции, беседы, конкурсы по природоохранной работе; выпускать газеты, листовки, освещать работу в печати; вести подкормку птиц и животных; принимать правильные решения в экстремальных ситуациях (пожаре, бедствии и т.д.). Формы подведения итогов реализации программы Основной формой, отражающей достижения каждого обучающегося является дневник достижений обучающегося и карта оценки результатов освоения программы. Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся по данной программе: Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам; текущий - проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме; рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела и необходим для закрепления знаний и умений; итоговый - проводится после завершения всей учебной программы. Итоговая проверка уровня теоретических знаний и умений в области лесоводства членов школьного лесничества осуществляется в различных формах: отчет о результатах опытно-исследовательской работы; тестирование по различным разделам образовательной программы; учебная дискуссия; участие в проведении выставок, создании экспозиций для музеев и уголков леса; участие в региональных смотрах-конкурсах, слетах школьных лесничеств; подготовка рефератов; участие в олимпиадах; культурно-массовое мероприятие. Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам: приобретение практических навыков поведения в природе; активная жизненная позиция детей; экологическая грамотность, ответственность за свои действия; разумное отношение к своему здоровью; сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями; способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию; направленность личности в профессиональном выборе; сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе; выбор личных, жизненных приоритетов. Формы отслеживания результатов: эксперименты и наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Название разделов и тем занятий 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 Кол-во часов всего теория практика Вводное часть. 5 2 1 Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Правила техники безопасности . Экскурсия в Лесничество. Раздел 1. Лес и его структура 40 18 22 3 4 3 1 2 1 2 2 2 4 2 2 3 1 2 4 2 2 7 4 3 2 4 2 4 2 2 4 31 8 10 10 3 30 5 2 11 2 4 4 1 12 2 2 20 6 6 6 2 18 3 2 4 2 2 3 3 3 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 2 Понятие о лесе. Компоненты леса Основы фитоценологии: ярусность, жизненность, обилие, внешний вид Лекарственные растения Северобайкальского района. Распространение и разнообразие лесов в Северобайкальского района Характеристика хвойных пород СевероБайкальского района Лес как растительное сообщество. Характеристика лиственных пород СевероБайкальского района Редкие и реликтовые растения СевероБайкальского района Экологическая игра «Лес наш друг!» Раздел 2. Животный мир леса Общая характеристика Лесные звери Лесные птицы Охрана животных Раздел 3. Лес как часть биосферы Экологические факторы и их значение в жизни леса Лес и климат. Лес и тепло. Лес и свет. Лес и влага. Лес и атмосферный воздух. Лес и ветер Лес и почва Лес и насекомые. Представители наиболее опасных вредителей леса. Вредители молодняков. 3.9 3.10 4 4.1 4.2 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 6.1 6.2 6.3 7 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 8 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 9 9.1 9.2 9.3 10 10.1 Представители наиболее опасных вредителей леса. Стволовые вредители. Методы борьбы. Представители наиболее опасных вредителей леса. Хвое- и листогрызущие вредители. Методы борьбы. Раздел 4. Лесные профессии Профессии лесного хозяйства Профессии природопользователей Раздел 5. Охрана и защита леса История Заповедной системы России. Национальный парк, памятники природы Заповедники и заказники СевероБайкальского района ООПТ Республики Бурятия Экскурсия ФГБУ «Заповедное Подлеморье», «Фролихинский заказник» Раздел 6. Профилактика природоохранной работы Подготовка информации для изготовления листовок, изготовление и распространение листовок. Разработка, проведение мероприятия «Леснаш дом!» Проведение экоакций на территории города Северобайкальск Раздел 7. Озеро Байкал Флора оз. Байкал Фауна оз. Байкал Байкал в вопросах и ответах Взаимосвязь вода лес Практико-исследовательские выезды на оз. Байкал, Слюдянские озера Раздел 8. Начальная туристская подготовка Виды снаряжение для похода Питание в походе Виды туризма Должности в походе Туристские маршруты, выходного дня Раздел9. Археологические и природные памятники Северо-Байкальского района Виды памятников Археологические памятники Республики Бурятия, Северо-Байкальского района Природные памятники Республики Бурятия, Северо-Байкальского района Раздел 10. Лесопользование Таксация леса. 3 1 2 3 1 2 4 2 2 27 6 6 5 2 1 1 10 2 2 2 2 1 1 17 4 4 3 5 5 2 2 3 3 40 4 36 10 2 8 8 2 6 22 - 22 30 3 3 5 3 16 10 2 2 4 2 - 20 1 1 1 1 16 40 8 32 2 2 2 2 32 30 2 2 2 2 8 32 22 2 10 4 2 8 18 2 16 47 1 12 1 35 - 10.2 10.3 10.4 10.5 10.6 10.7 10.8 10.9 Лесотаксационные приборы и инструменты Рекреационное природопользование Древесные и кустарниковые породы для искусственных лесных насаждений и озеленения населенных мест Лес и пожары. Виды лесных пожаров Способы тушения природных пожаров. Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом Акция « Посади дерево» Учет и охрана муравейников в городском парке Итого 2 5 1 2 1 3 4 4 4 5 1 1 1 1 3 3 3 4 11 12 1 4 10 8 324 98 226 Список рекомендуемой литературы 1. Агеенко А.С. Леса Дальнего Востока. М.: "Лесная промышленность", 1969.-391с. 2. Алексеев А.С. Практикум по экологии. М.: АОМДЕ, 1996.-192с. 3. Боголюбов А.С. Методы геоботанических исследований. М.: 1996.-145с. 4. Боголюбов А.С. Определители кустарников в осенне-зимний период. – М.: Вентана - Граф. 5. Боголюбов А.С. Определители кустарников в осенне-зимний период. – М.: Вентана - Граф. 6. Боголюбов А.С. Определитель деревьев в весенне-летний период. – М.: Вентана Граф. 7. Бобров Р.В. Зеленый патруль. М.: Просвещение, 1984.- 167с. 8. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное 9. образование детей в школе? Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005.-288с. 10. Дмитриева Л.Е., Загурская Л.С. Экологическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Благовещенск, 1991. 11. Захлебный А.И., Дарман Г.Ф., Шаповал И.И. Редкие исчезающие растения Амурской области. Благовещенск, 1995. 12. Заповедное Приамурье.- Благовещенск: Хаб. изд., 1986.- 40 с. 13. Иоганезов Б.Г., Городецкий Н.А. Сельская школа и охрана природы. М.: Просвещение, 1976.-139с. 14. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ 15. (ред. от 28.07.2012)\ 16. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно - экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.-М.:5 за знания, 2005.-208с. 17. Мозолевская Е.Г, Семенкова И.Г, Беднова О.В. Лесозащита. – М.: Издательский дом «Лесная промышленность», 2006. – 354с. 18. Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С., Воронцова Н.А. Практикум по лесозащите. – М.: Академия, 2010.- 189с. 19. Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных учебных заведений и дополнительного образования, руководителей образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием, специалистов лесного хозяйства, студентов педагогических вузов и колледжей, школьников/Составитель Каткова О.А.- Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с. 20. Никонов М.В. Лесоводство. – М.: Лань, 2010. – 365с. 21. Организация работы школьных лесничеств: учебно-методическое пособие / Н.Н. Архипова, Е.А. Гончаров, Р.Р. Иванова и др.; под ред. Н.Н. Архиповой. – ЙошкарОла: Марийский государственный технический университет, 2008. – 264с. 22. Починков С.В. Экономические основы устойчивого лесопользования. Эффективное освоение и воспроизводство лесных ресурсов. – М.: ПрофиКС, 2007.- 267с. 23. Программа развития движения школьных лесничеств (Приказ Рослесхоза от 16.04.2012 г. № 145) 24. Соколова Э.С., Мозолевская Е.Г., Каплан Б.М. Методы исследования грибов, развивающихся на древесных растениях: Учебно-методическое пособие. - М.: ФГБОУ ДОД ФДЭБЦ, 2013. - 80 с. Список литературы, рекомендованной обучающимся: 1. Астанин Л.П. Охрана природы. М.: Колос, 2012.- 248с. 2. Грищенко Н.В. Школьный области.Благовещенск, 1997. определитель растений Амурской 3. Грищенко Н.В., Груздев Г.А. Охрана природы Амурской области. Благовещенск, 1989. 4. Захлебный А.И., Дарман Г.Ф., Шаповал И.И. Редкие исчезающие растения Амурской области. Благовещенск, 1995. 5. Редкие растения и дикие животные Амурской области / Подгот. В.В. Голубев, В.М. Сидоренко, И.Д. Ткач и др. – Благовещенск: Хаб. кн. изд., 1981.- 76 с. 6. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов /Сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2001.- 208 с.: ил. 7. Ямковой В.А. География и история Амурской области в вопросах и ответах. Часть 1. Природа Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2015. — 232 с. Интернет-ресурсы: 1. http://www.wood.ru/ru/lg_2007_1708.html Первый лесопромышленный портал Лесная отрасль. Федеральные законы. Словарь терминов. Лесные пожары 2. http://www.edu.ru/ Лесное хозяйство Лесная Энциклопедия. Современные проблемы лесовыращивания. 3. http://www.forest.ru/ Все о российских лесах. 4. http://www.priroda.ru/lib/section.php?SECTION_ID=389 Природа России. Охрана лесов.