1 Управление образования администрации Муниципального образования «город Северобайкальск» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ШКОЛА УТРИСТСКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ" Утверждаю И.о. директора МАОУ ДО «ШТЭО» ___________ А.Е. Мусаев «____»_______________ 20___ г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Горный туризм» Направленность: туристско-краеведческая Возраст учащихся: 10-17 лет Срок реализации: 1 года Составитель: Чернышева О.А., заместитель директора по УВР МАОУ ДО «ШТЭО» г. Северобайкальск, 2023 год 2 Паспорт программы Название программы Ф.И.О. автора, где и кем работает Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Туристско-краеведческой направленности «Горный туризм» Чернышева О.А., заместитель директора по УВР, МАОУ ДО «ШТЭО» База эксперимента МАОУ ДО «ШТЭО» г. Северобайкальск Направленность образовательной деятельности Туристско- краеведческая Цель программы Воспитать социально-активную, творческую, самостоятельную личность, с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни Тип программы Модифицированный Продолжительность обучения 1 года Возраст учащихся 10-17 лет Форма проведения занятий Групповая Режим занятий 1 год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа Форма организации итоговых занятий Участие в альпинистских сборах, организованных на территориях г. Ленинградская, Северо-Байкальского района, г. Мунку –Сардык, гора находится на границе Бурятии (Россия) и Монголии. Количество детей в группах 20 3 1. Пояснительная записка Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при занятиях спортивным туризмом, основана на принципах спортивной подготовки спортсменов, результатах научных исследований, передовой спортивной практике. Программа предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки, подготовки в избранном виде спорта, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). Программа учитывает все особенности подготовки обучающихся по избранному виду спорта и способствуют всестороннему развитию личности ребенка, совершенствуют его интеллектуальное, духовное и физическое начала, способствуют приобретению самостоятельной деятельности. Туризм - это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями народов России. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм - с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями. Туризм - тот вид деятельности, который при разумной организации дает хорошие образовательно-оздоровительные результаты и отвечает возрастным потребностям детей к самоутверждению и самостоятельности. В походе учит сама жизнь, природа, товарищи, ситуации. В полевых условиях учебный процесс естественен, содержание его призвано разрешать повседневные, актуальные проблемы в жизни коллектива. При этом «усвоение знаний» идет на уровне понимания, и - что очень важно - на эмоциональном уровне. Туризм - школа самопознания, проверки собственных возможностей, тренинг личностного развития. Актуальность - В последнее время увеличилось количество детей и подростков, которые частично или полностью утратили способность приспосабливаться к условиям социальной среды, все это также проявляется в нарушениях поведения. Всё чаще наблюдается демонстративное и вызывающее по отношению к окружающим поведение, часто проявляется жестокость и агрессивность в таких детях. К таким детям особенно необходим индивидуальный подход, вовлечение их в разнообразную деятельность, которая вызывает у них интерес и напряжение всех сил. Данная программа поможет заинтересовать этих детей активными формами отдыха, где каждый может проявить свои интеллектуальные, физические и социально-возрастные возможности. Также программа позволяет решить актуальные педагогические задачи, формирования всестороннего развитой личности обучающегося, способной адекватно взаимодействовать с окружающими людьми в различных ситуациях, в том числе и экстремальных. Программа рассчитана на детей стоящих на учете в подразделение по делам несовершеннолетних, находящие в социально опасном положение, возраст от 10-17 лет. Направленность назначение. программы, Программа имеет туристско-краеведческую направленность и направлена на совершенствование навыков спортивного туризма и походной деятельности, а также является подготовкой судейских и инструкторских туристских кадров. Содержание учебного материала дополняет школьные курсы географии, краеведение, ОБЖ, помогает систематизировать знания, обогащает использованием регионального компонента. Цель программы Воспитать социально-активную, творческую, самостоятельную личность, с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Задачи: Образовательные 4 научить учащихся преодолевать Развивающие Личностные: водные естественные и искусственные препятствия; дать знания об основных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера и их последствиях для личности, общества и государства; привить обучающимся знания по краеведению, экологии, истории; сформировать умение оказывать первую помощь пострадавшим; обеспечить освоение учащимся знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведения похода, участия в соревнованиях, ориентирование на воде. включение учащихся в активную жизнь через освоение программы возможность приобретения и накопления познавательного, социального, эмоциональнокоммуникативного опыта; сформировать умение определять цели и задачи безопасного поведения в повседневного жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. способствовать развитию интереса к активному познанию окружающего мира; способствовать формированию гражданской позиции, бережному отношению к своему языку, духовным, природным и культурным ценностям; Форма организации Уровень программы Групповая Программа начального уровня, который предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающихся, расширение его информированности в данной образовательной области, укрепление здоровья, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения. Нагрузка Количество учебных часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, рассчитанной на 1 год обучения – 216; количество учебных часов в неделю – 6. Режим занятий Занятия по программе «Спортивный туризм»: проводится по следующему расписанию: трехчасовое 5 занятие три раза в неделю на базе МАОУ ДО «ШТЭО» (учебный, компьютерный класс), а также на базе других школ города (спортзал). Итого 6 часов в неделю. Такая организация учебного процесса позволяет наиболее полно раскрыть содержательную, образовательную и воспитательную суть программы. Формы и методы учебной работы Форма проведения занятий Методы обучения Очная. Форма организация учебного процесса классноурочная, с применением активных форм познания. Репродуктивный метод. Цель – воспроизведение информации. Используется при объяснении новой темы. Приемы: рассказ, составление картосхем, репродуктивная беседа. Объяснительно-иллюстративный. Цель – проиллюстрировать информацию с помощью наглядных средств. Приемы: словесный, работа с наглядным материалом, с туристским снаряжением, с видеоматериалами. Игровые методы. Применяются при изучении материала, закреплении, во время проведения учебно-тренировочных сборов. Приемы: игры на местности, в помещении, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления. Метод проблемного обучения. Цель – новые знания достигаются детьми в решении проблемных вопросов. Приемы – создание проблемной ситуации, ролевые игры. Частично-поисковый метод. Цель навести ребенка на решение каких-то проблем. Используется при закреплении материала, при разработке маршрута. Метод взаимодействия. Приемы: работа во временных группах, ситуации совместных переживаний. Метод контроля. Прием: сдача нормативов, соревнования. Метод мотивации и стимулирования. Цель – формирование познавательного интереса. Приемы: самоподготовка, отработка туристских элементов, разбор дистанции, поход. Прогнозируемые результаты освоения программы: Личностные: Метапредметные: Приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края. Учащийся должен знать район, уметь ориентироваться в горно-таежной местности, уметь организовывать отдых на туристском маршруте при любых погодных условиях, обеспечить безопасное прохождение маршрута, -участие в соревнованиях по спортивному туризму (пешеходному, лыжному, водному); -получение спортивных разрядов по пешеходному и лыжному туризму (1-2 юношеский разряд, 3 взрослый); -совершение степенного лыжного, водного (и) или 6 Предметные: пешего похода 3-ей степени (1-ой категории) сложности и составление отчета; -участие в изучение подготовки документации к спортивному категорийному походу; -выполнение контрольно-переводных нормативов. -получение знаний, умений и навыков по основам лыжного, пешего и водного туризма; -умение оказать первую помощь пострадавшему, овладение навыками наблюдения за природными объектами, явлениями природы, приобретение навыков жизни в полевых условиях и катания на лыжах. Форма выявления и фиксации результатов Формы аттестации для зачёт, походы, сплавы, конкурсные соревнования, определения результативности слеты и т.д. освоения программы: формы Формы отслеживания образовательных результатов: диплом, грамота, протокол соревнований, сертификат выявления результатов участника, маршрутный лист, статья и т.д. Формы контроля В течение года проводится входной, промежуточный и итоговый контроль. Это позволит педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу со обучающимися. 7 Распределение учебной нагрузки, согласно разделам программы «Горный туризм» 1 года обучения № п/п Наименование раздела Количество часов Всего Теория Практика Общетуристская подготовка 64 20 44 Специальная туристская подготовка 64 18 46 ОФП (общефизическая подготовка) 68 20 48 4 Доврачебная медицинская помощь 64 20 44 5 Краеведение 64 20 44 Итого по программе I года обучения 324 98 226 При реализации программы, педагогом дополнительного образования допускается корректировка учебного плана не более чем на 25 % 1 2 3 8 Календарно-тематический план по программе «Горный туризм» на учебный год № п/п 1.1 Период проведени я занятия Сентябрь 1.2 Тема занятия Форма занятия Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности «Чем полезны и интересны походы и путешествия». 1.3 Виды снаряжения. Обзор предстоящих походов и соревнований по фотоматериалам и отчетам о походах других групп, для горного туризма 1.4 Походы 1.5 Снаряжение для восхождений на вершины 1.6 Тренировки по ОФП. Входные нормативы 1.7 Скалолазание 2.1 Октябрь Виды переправ, страховки и самостраховки. 2.2 2.3 Продолжение знакомства с краеведением района. Тренировки по ОФП. 2.4 Соревнования «Школа Безопасности» 2.5 3.1 3.2 Ноябрь Лекционное/ практическое Походы Экскурсия на Лударь Тренировки по ОФП. 3.3 Сроки хранения продуктов, организация общего туристского стола 3.4 Туриада 3.5 Походы 4.1 Декабрь Лекционное/ практическое Разворот на склоне. Спуск «на прямых лыжах», «плугом», подъем «елочкой», 9 Лекционное/ практическое Лекционное/ Наименование раздела Основы доврачебной помощи Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия Основы техники лыжного, пешеходного туризма Элементы школы выживания. Основы техники лыжного, пешеходного туризма Общефизическая подготовка Основы техники лыжного, пешеходного туризма Основы техники лыжного, пешеходного туризма Краеведение Общефизическая подготовка Основы доврачебной помощи. Туристский быт Краеведение Общефизическая подготовка Питание в однодневном походе Элементы школы выживания. Элементы школы выживания. Основы техники лыжного, «лесенкой», «полуелочкой» 4.2 Тренировки по ОФП. 4.3 Походы 4.4 5.1 Январь Байкаловедение Совершенствование беговой лыжной техники 5.2 Тренировки по ОФП. 5.3 Походы 6.1 Февраль практическое Лекционное/ практическое Лыжные кроссы – до 3 км. 6.2 6.3 Экскурсия в музей Тренировки по ОФП. 6.4 Масштаб карты, измерение расстояний по карте с использованием известного масштаба 6.5 Традиционный лыжный переход 6.6 Лыжная эстафета 6.7 Походы 7.1 Март Лекционное/ практическое Тренировки по ОФП. 7.2 Рецепты основных блюд. 7.3 Соблюдение правил гигиены при питании на природе 7.4 Походы 7.5 Спортивная карта, вид объектов рельефа на местности, ориентирование по выбору, 7.6 Соревнования по горным лыжам. 10 Лекционное/ практическое пешеходного туризма Общефизическая подготовка Основы доврачебной помощи Краеведение Основы техники лыжного, пешеходного туризма Общефизическая подготовка Элементы школы выживания. Основы техники лыжного, пешеходного туризма Краеведение Общефизическая подготовка Основы топографической подготовки туриста и спортсмена ориентировщика Элементы школы выживания. Основы техники лыжного, пешеходного туризма Элементы школы выживания. Общефизическая подготовка Питание в однодневном походе Питание в однодневном походе Элементы школы выживания. Основы топографической подготовки туриста и спортсмена ориентировщика Элементы школы 7.1 Апрель Простейшие фиксирующие повязки при вывихах, растяжениях 7.2 Съедобные, ядовитые и лекарственные растения 7.3 Тренировки по ОФП. 7.4 Информация об объектах топографических карт, комплексные задания, 7.5 Ориентирование по маркированной трассе. 7.6 Соревнования «Юный спасатель» 7.7 Походы 8.1 Май Лекционное/ практическое Практическое Породы деревьев, используемые для разжигания костра, приготовление пищи, виды костров, выбор сухостойного дерева. 8.2 Тренировки по ОФП. 8.3 Соревнования «Всероссийский азимут» 8.4 Походы 8.5 Турслет Лекционное/ практическое 11 выживания. Основы доврачебной помощи Элементы школы выживания. Общефизическая подготовка Основы топографической подготовки туриста и спортсмена ориентировщика Основы топографической подготовки туриста и спортсмена ориентировщика Основы доврачебной помощи Элементы школы выживания. Туристский быт Общефизическая подготовка Основы топографической подготовки туриста и спортсмена ориентировщика Элементы школы выживания. Основы техники лыжного, пешеходного туризма Нормативы по ОФП, СФП и технической подготовке. С целью определения уровня общей и специальной физической подготовленности за основу контрольно переводных нормативов по ОФП и СФП принимаются упражнения и нормативы на основе федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спортивный туризм. Нормативы ОФП для зачисления в группы Оценка нормативов Контрольные № Возраст Юноши Девушки нормативы Балы Балы 1 3 5 1 3 5 8- 9 12 12 12 13 12 12 10 12 12 11 12 12 11 11 12 11 11 12 11 11 12 11 11 11 1 Бег 60 м 13 - 11 11 10 14 - 11 11 10 15-16 - 10 10 10 8-9 10 11 2 Бег 100 м 12 16 16 15 13 16 15 15 14 15 14 14 15-16 14 14 14 8- 9 150 160 170 100 110 120 10 160 170 180 110 120 130 11 170 180 190 120 130 140 Прыжок в длину 12 180 190 200 140 150 160 3 с места 13 190 2000 210 160 170 180 14 200 210 220 170 180 190 15-16 195 215 225 180 190 200 9 2 4 6 1 3 5 10 4 6 8 3 5 7 Отжимание от 11 9 11 13 5 7 9 пола мальчики и 12 8 10 12 4 от скамейки для 13 - 11 13 15 девочек 14 - 15 18 20 15 - 18 22 24 9 10 Подтягивания на 11 5 перекладине 12 1 3 5 ( юноши) 13 3 5 7 14 5 7 9 12 15 9 10 Кросс 2 км (дев.) 6 Кросс 3 км (юн.) 11 12 13 14 15 7 б/у б/у б/у б/у 13 12 11 9 б/у б/у б/у б/у 12 12 11 11 б/у б/у б/у б/у 12 11 11 Материально-техническое обеспечение программы Компас Групповое снаряжение (общественное): Фонарь Система страховочная – 1 компл Палатка (3-х; 4-х местная) – 4 шт. «Кошки» – 1 компл Шатер «Зима» – 1 шт. Ледоруб Тент костровой – 1 компл. Спусковое устройство Костровой набор – 1 компл. Жумар Газовая горелка – 4 шт. Каска Котлы – 6 шт. Лавинная лента Половник – 4 шт. Лыжи, палки, ботинки лыжные Ремонтный набор Аптечка походная Веревка основная – 100 метров Веревка вспомогательная – 30 метров Карабины – 20 шт. Топор – 2 шт. Пила двуручная - 2 шт. Картографический материал Фотоаппарат – 1 шт. Видеокамера – 1 шт. Планшет – 1 шт. Бипер – 4 шт. Зонд для поиска в лавине – 4 шт. Личное специальное снаряжение: Рюкзак Спальный коврик Спальник 13 б/у б/у б/у б/у 10 10 б/у б/у б/у б/у 10 9 б/у б/у б/у б/у 9 9 9 9 8 Список литературы Для педагогов: 1. Административно-территориальное деление Бурятии, 2. Алешин В.М., «Карта в спортивном ориентировании», «Физкультура и спорт», М.1983. 3. Ганопольский В.И., Туризм и спортивное ориентирование, Учебник. М. "Физкультура и спорт", 1983. 4. Елоховский С.Б., Спортивное ориентирование на лыжах, «Физкультура и спорт», М.1981. 5. Кодыш Э.Н., Соревнования туристов, М. "Ф и С", 1990. 6. Коган В.Г., Соревнования по Технике горного туризма, М. ЦРИБ "Турист", 1983. 7. Косторуб А.Н., Медицинский справочник туриста, М. Профиздат, 1987. 8. Лукоянов П.И., Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуации зимних условий, М. ЦДЮТур МО РФ, 1998. 9. Методические рекомендации по подготовке туристского похода, М., 1970. 10. Научно-методический журнал «Детско-юношеский туризм и краеведение России»,Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», М.2012. 11.Организация и подготовка туристского похода, М. ЦРИБ "Турист", 1986. 12.«Русский турист" Сборник нормативных документов по спортивнооздоровительному туризму. "ТСС России", 1998. 13.Тыкул В.И. "Спортивное ориентирование", М. Просвещения, 1990. 14. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е., «Спортивно-оздоровительный туризм», учебник,»Советский спорт», МП.2008. 14.Физическая тренировка в туризме, М. "Турист", 1989. 15.Энциклопедия туриста, М. БРЭ, 1993 Для учащихся: 1. К.К.Хазанович. Геологические памятники 2. Энциклопедия туриста, М. БРЭ, 1989 3. http://turcentrrf.ru/ 14 Презентации, по следующим темам: 1. Байкал – жемчужна Сибири. 2. История возникновения города Северобайкальск; 3. Виды и формы туризма; 4. Туристическое снаряжение; 5. Личное и групповое снаряжения туриста; 6. Туристический бивак. Организация бивачных работ; 7. Мы идем в поход; 8. Питание в походе; 9. Классификация поход; 10. Виды костров и их применение; 11. Снаряжение и инвентарь горнолыжника; 12. Виды подъемников; 13. Правила поведения на склоне. Техника безопасности; 14. История возникновения лыжного спорта; 15. Техника лыжного хода; 16. Личное снаряжение лыжника. Лыжный и горнолыжный инвентарь; 17. Медицинская аптечка. 18. Первая помощь при ожогах и обморожениях; 19. Мозоли и потертости; 20. Ушибы и растяжения; 21. Международная система сигналов бедствия «Земля- воздух» 22. Ночлег; 23. Топографические и спортивные карты; 24. Условные знаки; 25. Компас. Работа с компасом. 26. Узлы. 27. Специально личное и групповое снаряжение, для восхождений, горного туризма. Наглядные пособия: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Байкальский сундучок. Атлас Республики Бурятия. Атлас Прибайкалья. Справочный гербарий Северобайкальского района. Топографические карты. Спортивные карты. Дополнительные материалы: 1. Интернет- ресурсы. 2. Библиотечные фонды. 15