1 Управление образования администрации Муниципального образования «город Северобайкальск» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ШКОЛА ТУРИСТСКО – ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ" Утверждаю И.о. директора МАОУ ДО «ШТЭО» ___________ А. Е. Мусаев «____»_______________ 20___ г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Основы швейного дело» Направленность: художественная Возраст учащихся: 10-17 лет Срок реализации: 3 года Составитель: Оганесова Т.Б., педагог дополнительного образования г. Северобайкальск, 2023 год 2 Паспорт программы Название программы Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Основы швейного дела» Ф.И.О. автора, где и кем работает База эксперимента Направленность образовательной деятельности Цель программы Оганесова Т.Б., педагог дополнительного образования МАОУ ДО «ШТЭО» МАОУ ДО «ШТЭО», г.Северобайкальск Художественная Тип программы Цель: развитие умений и навыков конструирования, моделирования одежды и технологической обработки и изготовления швейных изделий, а также создание условий для достижения высокого уровня развития личности, в процессе ее творческой самореализации и самовыражения. Модифицированный Продолжительность обучения Возраст учащихся Форма проведения занятий Режим занятий 3 года 10-17 лет Групповая 1 год обучения: 1 подгруппа– 3 раза в неделю по 2 часа; 2 подгруппа – 3 раза в неделю по 2 часа; 3 подгруппа – 3 раза в неделю по 2 часа. Форма организации итоговых занятий Количество детей в группах Контрольный урок, готовые изделия. 20 3 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная программа составлена на основании федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273 – РФ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. 1. Основные характеристики программы 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Основы швейного дела», имеет художественную направленность и является модифицированной. Шить сегодня – сделать из себя личность! 1.2. Актуальность программы. В настоящее время изменились требования к жизни, учащийся должен вписаться в эту жизнь. В рыночной системе обучающийся отвечает сам за себя. Он сам должен находить себе работу, развязывать сложные жизненные и социальные узлы. Навязывать человеку нельзя, то, что он не хочет или хочет, но не может. Должно быть призвание, пригодность человека к той или другой деятельности. Обучающийся должен быть в гармонии со своими способностями к развитию самостоятельности. При изучении учащиеся учатся прогнозировать моду, знакомятся с методами творчества, применяемыми при проектировании одежды, знаменитыми Кутюрье. Новизна программы дополнительной образовательной программы заключается в том, что она предоставляет возможность обучающимся не только изучить технику конструирования и моделирования одежды, но и применить их, используя комплексно, при проектировании предметов одежды. 4 1.3. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации, обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, кройки и шитья простых изделий. Программа основывается, на следующих принципах: 1) Принцип наглядности – обогащение учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактами понятиями. - зрительная наглядность (демонстрация движений в целом или по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий-фото, видеороликов). 2) Принцип доступности предусматривает организацию процесса обучения с учетом возможностей ребенка. 3) Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. В процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Систематическое повторение нагрузок на фоне не довосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов. 1.5. Цель программы: развитие умений и навыков конструирования, моделирования одежды и технологической обработки и изготовления швейных изделий, а также создание условий для достижения высокого уровня развития личности, в процессе ее творческой самореализации и самовыражения. 1.6. Задачи: Обучающие: научить создавать эскизы моделей, конструировать и моделировать их на свою фигуру; обучить основным приемам шитья вручную; обучить технике работы на швейной машинке; Воспитательные: воспитать стремление к самореализации и самосовершенствованию; воспитать чувство ответственности за выполненную работу; 5 воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности; Развивающие: развитие творческих способностей у обучающихся; развивать идейно-художественное мышление; развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий. Разработанная программа дает обучающимся знания, умения и навыки, которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения, готовит детей к самореализации в жизнедеятельности. 1.7. Возраст учащихся Группы формируются и в зависимости от смен в школе. В объединении «Основы швейного дела» 3 смены: Iсмена – 9:00–11:00; II смена – 14:30-17:00. Набор детей в объединение осуществляется в установленные учреждением сроки при наличии медицинской справки и по личному заявлению родителей (лиц их заменяющих). 1.8. Форма занятий Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм занятий: групповые(индивидуальные). Программа также включает разные виды занятий: учебное занятие; занятие – игра; открытое занятие; практическое занятие; Формы проведения занятий: групповая, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющий своих лидеров. Продолжительность одного занятия – не более 45 мин с 10 минутным перерывом после каждого занятия. 6 2. Объем программы: 2.1. Объем программы Количество часов на весь период обучения по программе: 1 год обучения: 1 подгруппа –216 ч/год; 2 подгруппа – 216 ч/год; 3 подгруппа – 216 ч/год. ИТОГО: 648 ч/год. 2.2. Срок и этапы реализации программы Для реализации «Образовательной программы швейного дела» образовательный процесс организован в рамках двух этапов: 1 этап – накопление базовых знаний и навыков. 2 этап – применение накопленных знаний при реализации собственных проектов пошива простых изделий. 3 этап – применение знаний и умений при повыше сложных изделий. По окончании каждого из этапов ребенок может перейти на следующий уровень обучения, либо закончить обучение по данной программе. 2.3. Режим занятий: 1 год обучения: 1 подгруппа – 2 раза в неделю 2 часа; 2 подгруппа – 2 раза в неделю 2 часа; 3 подгруппа – 2 раза в неделю 2 часа. 3. Планируемые результаты 3.1. Ожидаемые результаты: За период обучения, учащиеся получают определенный объем знаний и умений. 7 Знания: правила организации рабочего места и трудового процесса; особенности моделирования одежды; общие сведения об истории моды понятие стиля в одежде. Умения: рационально организовывать свое рабочее время и место, использовать инструменты и дополнительный материал. правильно работать с выкройками; проектировать изделия, комплекты; Иметь навыки: владеть умения планировать свою деятельность; владеет навыком последовательного моделировать и создавать оригинальные изделия; владеет способностью составлять проектную деятельность в повседневной жизни. 3.2. Способы и формы проверки результатов Проводится мониторинг знаний, каждое: 1-ое, 2-ое полугодие; исследуется маршрут развития индивидуально на каждого ребенка. 8 II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения Количество часов № п/п Наименование темы Всего Теория Практика 1 Вводное занятие. 3 3 2 Правила техники безопасности. 3 3 3 Сведения о промышленных швейных машинах. 9 6 3 4 Композиция в одежде и ее элементы. 3 3 5 Силуэт в одежде. 3 3 6 Пропорции в одежде. 3 3 ИТОГО за Сентябрь 24 21 3 1 Масса в одежде, линии в одежде. 3 3 2 Геометрические композиции в одежде. 3 3 3 Орнаментальные композиции ткани. 9 6 3 4 Пластические свойства ткани. 3 3 5 Цвет в художественном проектировании. 6 3 3 ИТОГО за Октябрь 24 18 6 1 Вычерчивание деталей одежды; макетирование. 6 3 3 Детали одежды в художественном 2 проектировании изделий. 6 3 3 3 Размерные признаки фигур. 6 3 3 4 Конструктивные прибавки; баланс изделия. 6 3 3 ИТОГО за Ноябрь 24 12 12 1 Общие сведения о моделировании одежды. 6 3 3 2 Конструктивное моделирование. 6 3 3 3 Фасоны платьев. 6 3 3 4 Построение чертежа основы платья 6 3 3 ИТОГО за Декабрь 24 12 12 1 Построение чертежа основы платья 6 3 3 9 2 Проверка чертежа и изготовление выкройки. 3 Подготовка ткани к раскрою. 4 Классификация швейных материалов. ИТОГО за Январь 1 Классификация швейных материалов. 2 Классификация текстильных волокон. 3 Ручные стежки и строчки; виды, применение. ИТОГО за Февраль 1 Ручные стежки и строчки; виды, применение. 2 Машинные работы. ИТОГО за Март 1 Виды деталей одежды ассортиментных групп. 2 Влажно-тепловая обработка изделий. ИТОГО за Апрель 1 Обработка деталей кроя изделий. 2 Детали кроя изделий. ИТОГО за Май ИТОГО часов за учебный год 6 6 6 24 9 12 3 24 12 12 24 15 9 24 6 18 24 216 3 3 3 3 3 3 12 6 9 3 12 3 3 - 18 6 6 6 6 6 12 9 6 12 6 3 15 3 12 9 3 6 15 138 9 78 2 год обучения № п/п Наименование темы 3 Вводное занятие, техника безопасности Понятие о материаловедении. Виды ручных работ Наметочный шов 4 Виды ручных работ Косой шов и петельный 1 2 ИТОГО за Сентябрь 1 Виды ручных работ Шов назад иголкой и потайной. Эскиз подушечки для иголок. 2 3 Подбор ткани для своего изделия 4 Раскрой своего изделия. ИТОГО за Октябрь 10 Количество часов Всег о Теория Практика 6 3 3 6 6 3 3 3 3 6 24 3 12 3 12 6 6 6 6 24 3 3 3 3 12 3 3 3 3 12 1 Сметывания своего изделия. 6 3 3 6 3 3 6 6 24 6 6 6 6 24 6 6 6 6 24 6 3 3 12 3 3 3 3 12 3 3 3 3 12 3 3 3 12 3 3 3 3 12 3 3 3 3 12 3 6 6 3 3 3 3 6 24 3 12 3 12 2 Зарисовка в тетрадь таблицы и запись в таблицу своих мерок. Зарисовка своей модели в тетрадь. 6 6 3 3 3 3 3 Понятия моделирования на готовой основе 6 3 3 4 Понятие о раскладке лекал и раскрое изделия 6 24 12 12 24 12 12 24 216 3 12 6 6 12 6 6 12 108 3 12 6 6 12 6 6 12 108 2 3 Стачивания своего изделия ручными швами Стачивания своего изделия ручными швами. 4 Декоративная отделка своего изделия ИТОГО за Ноябрь 1 Понятие о швейных машинах заправка и регулировка. 2 Основные машинные швы Прямые швы. 3 Основные машинные швы Шов зигзаг. 4 Создания в тетради эскиза своего изделия ИТОГО за Декабрь 1 Изготовление лекал своего изделия 2 Подбор ткани для своего изделия 3 Изготовления деталей своего изделия. 4 Раскрой своего изделия. ИТОГО за Январь 1 Сметывание своего изделия 3 Пошив своего изделия на швейной машине. Декоративная отделка своего изделия. 4 Техническое рисование изделия по схеме. 2 ИТОГО за Февраль 1 ИТОГО за Март 1 Моделирование юбке 2 Технология пошива юбок ИТОГО за Апрель 1 Моделирование блузок 2 Технология пошива блузок ИТОГО за Май ИТОГО часов за учебный год 11 3 год обучения № п/п Наименование темы Введение. Организация рабочего места. 1 Техника безопасности при пошиве. История костюма. 2 Стили и эпохи. Основы колористики в одежде Количество часов Всего Теория Практика 6 3 3 6 6 6 24 6 6 6 6 24 6 6 6 6 24 6 6 6 6 24 6 6 6 6 24 3 3 3 12 3 3 3 3 12 3 3 3 3 12 3 3 3 3 12 3 3 3 3 12 3 3 3 12 3 3 3 3 12 3 3 3 3 12 3 3 3 3 12 3 3 3 3 12 2 Рисование элементов одежды. 3 Рисование одежды на фигуре человека. 6 6 6 3 3 3 3 3 3 Разработка эскизов моделей в технике коллажа из 4 цветной бумаги, газетной бумаги и текстурных журнальных иллюстраций. 6 3 3 3 Определение понятия «мода». 4 Этапы развития моды ИТОГО за Сентябрь 1 Мода Древнего Египта. 2 Мода в античной Греции. 3 Мода в античном Риме. 4 Мода Средних веков. ИТОГО за Октябрь 1 Мода эпохи Возрождения (XIV-XVIвв.) 2 Этапы развития моды в России. 3 Мода Новейшего времени (ХХ-ХХI вв.) 4 Профориентационная работа. Профессия «Дизайнер». ИТОГО за Ноябрь 1 Определение понятия «имидж». 2 Определение понятия «стиль». 3 Основные стили одежды. 4 Модные тенденции ИТОГО за Декабрь 1 Типы фигур. 2 Теория цветотипов. 3 Способы коррекции фигуры с помощью одежды. 4 Базовый гардероб. ИТОГО за Январь 1 Пропорции фигуры человека. Схематичное изображение и обобщение фигуры. 12 ИТОГО за Февраль 1 Понятие о композиции костюма. 2 Форма и силуэт. 3 Цвет как средство композиции. 4 Фактура в композиции. История декора. ИТОГО за Март 24 6 6 6 6 24 12 3 3 3 3 12 12 3 3 3 3 12 12 6 6 12 24 6 6 6 6 12 3 3 3 6 12 3 3 3 6 24 216 3 12 108 3 12 108 Искусство комплекта. Этикет одежды и дресс-код. 1 Этапы создания образа. Выбор прически, макияжа и аксессуаров. Изучение собственного имиджа и разработка 2 практических советов по его улучшению. ИТОГО за Апрель 1 Разработка проекта. 2 Выбор идеи, и ее обоснование. Выбор ткани. 3 Рисование и описание модели. Экономический расчет Составление плана технологической обработки 4 изделия. ИТОГО за Май ИТОГО часов за учебный год 13 III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 3.1. Методическое обеспечение программы: Основная часть занятия ‒ работа с кройкой изделия. Уметь кроить – большая часть готового изделия. Основные методы работы с обучающимися: - словесный (устное изложение материала) - иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов) - репродуктивный (практическое изучение материала по образцу педагога) Методы обучения по источнику знаний: - объяснительно-наглядный (репродуктивный) - (подробно объясняю правила выполнения тех или иных упражнений, элементов танца с одновременной демонстрацией, задача детей – понять и воспроизвести) - словесный метод - донести до обучающихся эмоциональный характер танца задача непростая, поэтому через объяснения, беседы имеется возможность сообщить большое количество материала. - практический метод - источником знания является практическая деятельность обучающихся в активной работе над исполнительской техникой, которая позволяет развивать профессиональные навыки, в проученных движениях, а в дальнейшем и в танце. Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если во время демонстрации приемов 14 работы действия будут комментироваться доступным для восприятия детьми языком. Основные формы работы с обучающимися по количественному составу: - индивидуальная; - по подгруппам; - групповая; - фронтальная. 3.2. Условия реализации программы Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия необходимые для реализации программы в течение всего периода: помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН; компьютер; швейные машинки; оверлог; стол для раскройки. Методическое обеспечение программы содержит необходимые информационные ресурсы для ведения качественного образовательного процесса и представлено в виде фоно- и видео – медиатеки, тематической литературы, фотоальбомов. Методическое методических обеспечение разработок программы занятий, регулярно пополняется. Финансовое обеспечение программы Финансирование программы дополнительного образования осуществляется за счет средств заложенных в смете учреждения. Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся Общие правила техники безопасности: В объединение (О) допускаются обучающиеся ознакомившиеся и выполняющие требования техники безопасности; 15 Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать руководителю О и не приступать к занятиям до устранения их нарушений. До и после занятий необходимо проветривать помещение. Бережно относиться к имуществу Центра. В Центре находиться в сменной обуви, без головного убора. 3.3. Список литературы 1. ФЗ от 29.2012г. № 273 – РФ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказа Министерства образовании и науки РФ от 29.08.2013г № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. 3. Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г. 4. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 5 класса спецальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2012 г. 5. Швейное дело: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2012 г. 6. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 6 класса спецальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2012 г 7. Швейное дело: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г. 8. Швейное дело: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2012 г. 9. Швейное дело: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2012 г. Дополнительная литература: 10. 1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 6 класс. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006 11. 2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993. 12. 3. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО «Дельта», 2005 г. 16 13. 4. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1998 14. 5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998. 15. 6. Труханова А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983 г. 17